На прошлой неделе в российская команда Albus NoX стала победителем Континентальной лиги по League of Legends, финал которой проходил на Ледовой арене ВТБ. Для команды этот титул стал уже пятым в истории. «Чемпионат» пообщался с директором коллектива Юрием Марковым, который стоит за успешными и стабильными выступлениями команды.
— Идея создать собственную команду — это всегда амбициозно и почти всегда затратно. Расскажите, как создавался проект Hard Random, позже вставший под крыло Albus NoX?
— Я долгое время следил за профессиональными турнирами по разным дисциплинам и в какой-то момент понял, что хотел бы стать частью всего этого движения, но как игрок я никогда не был силен. Да и возраст для киберспортсмена у меня уже был преклонный, поэтому решил зайти с другой стороны и создать свою организацию. Идею подхватил мой друг Артем, предложил заняться организацией турниров по Hearthstone, сделал наш сайт.
Я вкладывал деньги, искал возможности для дальнейшего развития проекта, Артем администрировал турниры, занимался статьями, развивал сайт. Спустя некоторое время ко мне обратился Алексей «madneps» Холин и предложил взять под свое крыло его состав по League of Legends во главе с игроками Dayruin и Flash. Я согласился и, как говорят, «понеслась». Поначалу я, конечно, изучал, чем живет комьюнити, и как туда будет проще влиться. Через некоторое время я полностью погрузился в работу с командой, мы отказались от дисциплины HS и стали теми, кто мы есть сейчас.
— Вы присоединились к киберспортивному сообществу LoL во втором сезоне StarLadder, когда эта дисциплина практически не имела популярности в нашем регионе. С какими сложностями вы столкнулись в этот период?
— Именно во втором сезоне я не так сильно был погружён в работу с составом. По большей части я изучал киберспортивную среду с профессиональной точки зрения, и больших сложностей с тем, чтобы принимать участие в соревнованиях по League of Legends, не видел. Проблемы начались, когда состав решил уйти из организации, но мы справились и с этим.
— Чуть больше чем за два года вы стали пятикратным чемпионом СНГ и четыре титула получили, будучи единоличным владельцем молодой организации. Такого успеха на профессиональной сцене не достигал никто. Что стало залогом успеха, и какими принципами вы руководствовались при управлении организацией?
— Мы всегда старались быть на шаг впереди остальных, так как у нас не было тыла, а конкуренция была достаточно высока. Также одним из главных факторов успеха стали профессионалы, которые работали в организации вместе со мной. Человеческий фактор крайне важен в нашем виде деятельности, и без сильных коллег и сотрудников сложно добиться хорошего результата. Мы чётко понимаем, как работает система компании Riot Games (разработчика игры. — Прим. ред.) и как пользоваться тем, что она нам даёт.
Основной принцип — это максимально возможная открытость и честность с игроками и администрацией команд. Того же самого я прошу и от самой Riot по отношению ко мне и к организации в целом. Если я чего-то не могу сделать или дать, я прямо об этом говорю. Я всегда четко обозначаю свои текущие возможности, игроки всегда знают, чего от меня ожидать.
— Вы являетесь достаточно известной личностью в сообществе и, похоже, очень близки с игроками. Какие у вас с ними отношения и как вы принимаете важные организационные решения, например о смене игроков в составе?
— Я стараюсь поддерживать хорошие отношения со всеми в игровом комьюнити и уважаю труд, который проделывают ребята для достижения цели. Мне всегда интересно общаться с такими упорными людьми. Касаясь решений по составу: да, я принимаю участие в его формировании, иногда — принципиальные и ключевые решения.
— Вы долгое время являлись единоличным владельцем самой успешной команды в истории СНГ League of Legends. Вам поступали предложения о покупке игроков другими организациями?
— Да, поступали из-за границы, но дальше стадии переговоров дело никогда не доходило.
— В итоге вы объединились с Albus NoX. Предложение этой организации было более осязаемым и конкретным?
— Плотно посовещавшись с менеджером, мы пришли к выводу, что при таких темпах развития сцены нас просто «съедят» крупные организации, и решили обратиться к руководству Albus NoX с предложением взять нас к себе.
— Для киберспортивного сообщества в СНГ столпом является конкурент «Лиги» — Dota 2. Как вы думаете, есть ли шансы у Riot Games перехватить инициативу в регионе в долгосрочной перспективе?
— Сложно прогнозировать. Компании придерживаются двух разных подходов. Какой в итоге сработает — покажет время.
— Что вы имеете в виду под разными подходами?
— Riot Games старается максимально контролировать все процессы, связанные с турнирами. Старается вместе с организациями и игроками создать структуру, похожую на крупнейшие мировые спортивные лиги. Компания помогает игрокам и организациям финансово, чтобы эта структура функционировала. При этом она накладывает ряд ограничений на участников лиг, и просит строго соблюдать правила и регламенты. Valve же, как и Blizzard, работает по принципу песочницы: мы продукт создали, делайте с ним, почти что хотите. Это просто разные подходы, какой лучше — неизвестно.
— СНГ-регион находится в списке так называемых регионов «уайлд-кард»: мы не получаем прямой слот на чемпионат мира и считаемся слабее, чем та же Европа, Северная Америка и Корея. Оправдано ли такое разделение?
— То, что наши команды на данном этапе слабее команд из больших регионов, является фактом. А вот нужна ли именно такая система, не уверен. Это тормозит развитие игроков. Чем больше ты тренируешься с сильными соперниками, тем становишься сильнее сам.
— И какой шанс у хорошего игрока из СНГ быть приглашенным в «высшую лигу», например, в Европу или Северную Америку?
— Если игрок действительно хорош, то шанс довольно неплохой. Нашим игрокам поступали подобные предложения.
— И что их остановило? Вы не отпустили?
— Разные факторы: нежелание переезжать в другую страну, слабые игроки в потенциальном составе, а может просто от меня уходить не хотели.
— Еще год назад профессиональная сцена LoL в регионе жила сугубо за счет горстки энтузиастов. Какие перспективы у желающего стать профессиональным геймером появились с приходом LCL?
— Перспективы самые радужные. Учитывая, какой масштаб уже сейчас задает Riot в регионе, в дальнейшем всё должно быть только лучше. И это не дежурный оптимизм.
— У LCL в отличие от остальных регионов до сих пор регулярный сезон проходит в онлайне. В чем причина неторопливости Riot Games в создании офлайн-студии на ваш взгляд?
Это первый год, когда в регионе запустили полноценную лигу. Очень сложно в СНГ это сходу сделать — в основном из-за логистических сложностей и определенных проблем с ФМС. На бумаге все выглядит очень просто: привези игроков, размести — и все готово. Этого хотят и игроки, и организации, и Riot. Однако, когда начинаешь плотно погружаться в этот вопрос, выясняется, что нужно пройти ряд бюрократических процедур, чтоб легализовать пребывание и работу игроков из других стран. Это не так сложно, скорее, просто вопрос времени и опыта, которые сейчас активно копится.
— В составе команд много игроков из разных городов и даже стран. Неужели они готовы бросить все и переехать в другой город ради игры в League of Legends?
— Не все, конечно, но большая часть будет готова переехать, чтобы заниматься любимым делом.
— Кстати, в отличие от многих других команд из Континентальной лиги, вы в свои составы никогда не брали легионеров. Это просто совпадение или сознательная позиция?
— До определенного момента это была моя позиция: мы берем игроков только из СНГ. Однако сейчас я понимаю, что в легионерах нет ничего плохого, если они развивают сцену. Таких игроков было не так много за всю историю, но если они были, то давали неплохой толчок к развитию своих товарищей по команде и даже соперников.
— В свете ваших пяти чемпионских титулов, можете ли вы сказать, что региональная сцена пребывает в стагнации, раз никто не может найти ключи к вашей игре?
— Нет. Сцена развивается, просто мы по-прежнему на шаг впереди. После недавних финалов корректнее сказать, что на полшага. Из-за малой популярности League of Legends в СНГ команды с сильным менеджментом старались не заходить в регион раньше. Сейчас они пришли и еще не до конца разобрались в особенностях региона. Как только они разберутся, что к чему, конкуренция сразу вырастет.
— Сейчас ваша команда в Бразилии готовится к отборочному турниру на чемпионат мира. Как вы расцениваете ваши шансы?
— Мы должны занимать топ-2. Если не попадём на чемпионат мира, это будет провал.
— А с точки зрения общего положения дел в регионе что-то изменится, если вы пройдете на чемпионат мира?
— Очень хочется на это надеяться. Все-таки команда из родного региона на одном из крупнейших киберспортивных событий в году впервые за много лет — это мотивация и для других ребят. Это должно дать сильный толчок.
— Вы уже несколько раз представляли регион на международных турнирах и призовых мест не занимали, но на прошлом IWCQ остановились в шаге от победы и путевки на крупный международный турнир. Этот факт играет на руку вам или наоборот давит на игроков?
— Игроки сами очень сильно хотят попасть на ЧМ, поэтому ответственность они в первую очередь несут перед собой. Насколько им сложно справиться с этим чувством, лучше спросить у них. Но не думаю, что они сильно ощущают внешнее давление.
— Исходя из этого логичный вопрос. Сейчас очень часто обсуждается тема с необходимостью появления игрового психолога в организации. Почему у топовой команды в СНГ его всё еще нет?
— Эту часть функций в необходимом размере выполняет наш тренер — Константин «Ansva» Чанчиков.
— В прошлом году Бразилия отправляла запрос на получения прямого слота для своего региона на чемпионат мира. Насколько подобный сценарий реален для СНГ в ближайшем будущем, и чего не хватает региону для этого?
— Сложно сказать. Вот выход из группы на чемпионате мира мог бы этому поспособствовать. Но что сейчас об этом говорить? Нашему региону банально не хватает игроков. Мало людей играет в LoL, и еще меньше играет профессионально.
— Игроки в Albus NoX Luna, как и ранее в Hard Random, не выглядят медийными личностями. Во многих организациях дело обстоит ровно наоборот. Это особенность игроков или особенность политики вашей организации?
— Они очень много времени посвящают тренировкам, поэтому не до медийности.
— Если сравнить League of Legends в СНГ сейчас и год назад, что изменилось с точки зрения популярности и условий для игроков?
Игра в регионе стала популярнее. Это видно хотя бы по наполняемости арен на финалах «сплитов». Условия для игроков стали на порядок лучше. Пришли крупные организации, появились полноценные тренировочные лагеря, Riot начала выделять средства на зарплаты игрокам.
— То есть на зарплату с LCL можно полноценно прожить? Ведь в вашей команде есть и игроки с семьями.
— Если говорить только про средства, выделяемые Riot, то прожить можно, но не в Москве или Санкт-Петербурге. Если говорить, что к этому еще добавляются призовые и зарплаты от организаций, то да, вполне возможно прожить, где угодно.
— Между окончанием летнего «сплита» и началом следующего у игроков есть достаточно большой перерыв в несколько месяцев. Чем они занимаются в это время?
— Разные игроки проводят это время по-разному. Кто-то больше отдыхает, кто-то продолжает работать над индивидуальным уровнем игры.
— У ваших игроков налажена коммуникация с игроками высших лиг в Европе или Северной Америке? Есть ли возможность тренироваться с ними?
— Коммуникация налажена у менеджера, но сильнейшие коллективы неохотно тренируются с нами. Иногда удается потренироваться с LCS-командами, но это большая удача и редкость.
— Сейчас многие организации заводят вторые составы в Лиге Претендентов, чтобы попасть в LCL. Считается, что это дёшево и сердито. Поддерживаете?
— Мы участвовали в этом эксперименте, но, честно говоря, о пользе второго состава пока сложно судить. Посмотрим, как коллеги из Vaevictis распорядятся своим вторым слотом в «континеталке».