Одним из самых громких событий 2016 года стал анонс киберспортивной лиги Overwatch, которая будет запущена во второй половине 2017 года. Компания Blizzard сделает ставку на 5 регионов и города, к которым будут привязаны команды. Глава киберспортивного направления Blizzard Нейт Нанцер рассказал в интервью про «трёх китов» лиги Overwatch, систему выбывания и влияние футбольных клубов на индустрию.
— Почему вы решили так рано анонсировать Overwatch League? Вы уже всё продумали для роста в будущем?
— Одна из причин, почему мы так сделали, реакция игроков с момента запуска. Даже в закрытой бете находились люди, которые проводили турниры и участвовали в них. Так что с самого начала было ясно – у нас есть сообщество, готовое поддерживать киберспорт. И это как раз то, о чём мы думали во время разработки игры.
Вы, конечно, можете сказать, что анонсирование лиги произошли рано, но, мне кажется, здесь корректнее – с самого начала (и это важное различие). Мы хотели закладывать структуру киберспорта в Overwatch с момента запуска проекта. И чего мы точно не хотели – ситуации, когда мы скажем сообществу спустя несколько лет, что теперь надо идти другим путём. Так что на разработку стратегии мы потратили достаточно много времени.
— Как должна выглядеть профессиональная лига?
— Для нас важны три компонента: стабильность (для игроков и владельцев команд), системность и доступность (приложить все силы на то, чтобы это был понятный путь стать профессионалом). На наш взгляд, наилучший способ достичь стабильности для участников и команд – иметь такую экосистему, внутри которой игроки не будут переживать о переходе в низшую лигу. Так что клубы смогут инвестировать, игроки подписывать контракты, а нам не придётся думать о том, кто останется через 12 месяцев в лиге, и кто из киберспортсменов будет выступать в ней. Мне кажется, для такой молодой дисциплины, как Overwatch, очень важно иметь стабильную систему. Именно такой мы видим профессиональную лигу.
— Неужели система с переходом в низшую лигу не подходит современному киберспорту?
— Очевидно, система, где команда борется за выживание, очень интересна, а матчи увлекательны. Мы часто наблюдаем такую ситуацию в футболе, когда игры в нижней части таблицы более захватывающие, чем в верхней. Принципиальная разница между Overwatch и футболом – сотни лет в истории развития. В Англии восемь дивизионов. У Overwatch нет подобного уровня вовлечённости, к тому же это требует времени. Система с переходом в низшую лигу, безусловно, штука классная, но она также и отрицательно воздействует на способность команд зарабатывать деньги и больше платить игрокам. Часто бывает так, что состав вместе с организацией распадаются после вылета в низший дивизион. И это огорчает фанатов. Всё вышесказанное не означает, что мы считаем такую систему плохой, скорее не подходящей с учётом того, что дисциплина только зарождается.
— В видео-анонсе много говорилось о вовлечённости владельцев в экономику лиги. Какой вы видите их роль в структуре лиги?
— Владельцы команд чрезвычайно важны. На BlizzCon мы провели немало встреч с ними. Основная цель – найти лучшие организации, которые смогут инвестировать вместе с нами в лигу и помочь сделать ее успешной. С точки зрения долевой экономики это очевидно для нас. Команды – важная часть экосистемы. Они привлекают фанатов, помогают с продвижением лиги, повышают число зрителей на трансляциях. В начале 2017 года мы расскажем подробней об этом.
Мы не считаем систему с переходом в низшую лигу плохой, скорее не подходящей.
— Вы рассматриваете участие футбольных клубов или команд из НБА?
— Безусловно, это возможно. Мы видим интерес со стороны НБА, НФЛ и английской Премьер-лиги. Также с интересом за дисциплиной наблюдают владельцы киберспортивных организаций. Для нас важно, чтобы люди, которые будут помогать с продвижением лиги, были так же страстно увлечены киберспортом, как и мы, а не участвовали в этом, потому что лига — очередной горячий пирожок.
— А нужны ли киберспорту футбольные клубы?
— Футбольные клубы могут привнести огромный вклад в индустрию. Сейчас достаточно много команд подписывают игроков в FIFA, но лишь некоторые пока способны вывести киберспорт на новый уровень. Если посмотреть, на что они способны с позиции того, как они работают на местном рынке, как они выстраивают бренд, какие активности используют, то это будет невероятно полезно для киберспорта. Команды, базирующиеся в городах, — одна из важных тем для нас. Мы это делаем для того, чтобы открыть доступ для владельцев команд к дополнительным доходам, которых сейчас не существует в киберспорте. Если задуматься над заработком футбольных клубов, все свои деньги они получают за счёт продаж билетов, мерчендайза, локальной рекламы и спонсоров и прочих источников, которых пока нет в нашей индустрии. Не думаю, что всё резко изменится, определённо понадобится время, но нам кажется правильным смотреть в этом направлении.
— В анонсе говорилось про драфт игроков, но я так и не понял, как весь процесс будет происходить на практике. Можете рассказать об этом подробнее?
— Это не будет драфтом в классическом понимании, как в НБА. Мы комбинируем разные подходы, чтобы сделать лигу более доступной для участников. Мы её создаём для тех, кто хорошо показывает себя в рейтинговых матчах или сторонних любительских турнирах. Именно таких людей и пригласят для демонстрации способностей перед владельцами команд. Чуть позже мы подробнее расскажем, как будет проходить процесс подписания игроков и многое другое. Организации, у которых уже есть свои игроки, не обязаны распускать составы перед драфтом. Игроки сами решат, за кого им выступать.
— Почему вы решили, что город должна представлять одна команда? Что, если их будет несколько?
— Посмотрим, как пойдёт процесс. В городах всегда много спортивных команд. В будущем вполне возможна такая ситуация, когда город представляет больше одной команды. У нашего подхода есть преимущества для игроков и команд. Более тесная связь с фанатами – лишь одна из них. Очень часто я слышал от людей, что они никогда не болели ни за какую киберспортивную команду. Они играли в десятки разных игр, но находились на расстоянии от компьютерных соревнований. Так что если у них появится команда из родного города, им было бы интересно оказаться вовлеченным в киберспорт.
— Как много команд вы планируете включить в лигу на старте?
— У нас нет точного числа. Сейчас мы ведём переговоры, так что посмотрим.
— По вашему мнению, Overwatch – подходящая игра для зрителей?
— Нет, мне кажется, мы должны серьёзно поработать над игрой в этом компоненте. Мы очень много думали о том, как люди потребляют киберспорт. И большинство из них, как оказалось, это делают, сидя за компьютером. И тогда ты думаешь о применении определенных дизайнерских решений, а также об интересах других зрителей. Что если кто-то хочет смотреть игры по ТВ или через смартфон? Так что мы думаем, как оптимизировать игру для зрителей на любой платформе. Также мы намерены добавить больше инструментов для организаторов турниров и студий вещаний. Например, больше данных и статистики на экране, или лучше отображать, что вообще происходит на карте. У нас большой список дел, который мы хотим реализовать.
Футбольные клубы могут привнести огромный вклад в индустрию, но лишь некоторые пока способны вывести киберспорт на новый уровень.
— В индустрии часто любят говорить, что киберспорт через несколько лет побьет традиционные виды спорта. По-вашему, киберспорт может стать популярнее футбола?
— Хороший вопрос. Как думаете, как много людей играет в футбол?
— Не знаю. Может, два миллиарда человека.
— Вполне реально. В 2016 году 2 миллиарда человек играют в видеоигры. Огромное количество людей увлечено ими. Одна из потрясающих черт киберспорта – глобальный спорт. Если взять Overwatch, у нас большие фанатские базы в Китае, Корее, России, Восточной Европе, США и других странах. И только футбол, пожалуй, может считаться мировым увлечением из традиционных видов спорта. Мне кажется, сейчас слишком рано говорить о том, что киберспорт может стать следующим футболом. Но у него есть всё, чтобы оказаться невероятно популярным.
— Стоит ли привлекать звёзд для продвижения киберспорта?
— Было бы круто, если бы Криштиану Роналду играл в Overwatch. Но, как по мне, куда круче сделать таким Overwatch, чтобы у нас появился свой Роналду. Подобные вещи пока не происходили в киберспорте. Нет пока звезды глобального масштаба, способной олицетворять с собой определённую дисциплину. Люди вроде меня должны работать над этим, создавать правильную инфраструктуру и контент, а также давать возможность игрокам богатеть и становиться звездами. Вот о чём я мечтаю – иметь своего Роналду в Overwatch. Необязательно, чтобы сам Роналду становился фанатом игры.