Чемпионка мира по художественной гимнастике, золотая медалистка первых юношеских Олимпийских игр Александра Меркулова (Ожиганова) приняла участие в освещении главного киберспортивного турнира года по доте The International 2017 на телеканале Game Show. В интервью «Чемпионату» Александра рассказала о своём отношении к Dota 2, интересах в других дисциплинах и почему она далеко не случайный человек на телевидении и в киберспорте.
– Многих зрителей Game Show удивило ваше появление на канале в эфирах, посвящённых чемпионату миру по Dota 2 – какое отношение заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике имеет к киберспортивным состязаниям?! Как получилось, что вы стали ведущей обзоров прессы во время групповой стадии The International 2017?
– Помимо тренерской работы по художественной гимнастике я пытаюсь пробовать что-то новое. Недавно окончила Школу телевидения по специальности ведущей, и очень хотелось попробовать свои силы в этом новом для меня деле. И такая возможность появилась, когда оказалось, что телеканал Game Show в дополнение к имеющейся команде ищет людей для широкого освещения The International.
С киберспортом я тоже раньше сталкивалась. Дело в том, что мой муж (супруг Александры – хоккеист, игрок московского ЦСКА Игорь Ожиганов. – Прим. ред.) очень любит Counter-Strike: Global Offensive. Он сам немного играет и очень пристально наблюдает за турнирами, болеет за Na’Vi. Вместе с ним я слежу за соревнованиями, оказываюсь в курсе главных событий. Во время PGL Krakow Major болели за любимую команду, но поскольку она вылетела на групповой стадии, то в плей-офф переживали за Данилу «Zeus» Тесленко и Gambit Esports.
Что касается доты, то однажды даже пыталась играть, но мне показалось это тяжело, и не втянулась. Для игры в Dota 2 нужно много терпения и времени. Нужно сесть, хорошо во всём разобраться. У меня сейчас нет возможности полностью посвятить себя этой теме, поэтому не пошло. Но на предложение поучаствовать в освещении главного турнира по Dota 2 на телевидении откликнулась с удовольствием.
– Получается, что более свободно вы бы чувствовали себя в освещении какого-то турнира по CS:GO, но и без того волнительное боевое крещение на телевидении прошло в условиях стремительного погружения в более сложную тему Dota 2?
– Да. Когда я приехала в студию Game Show, мне сказали, что загрузят меня по полной. В итоге я готовила обзоры прессы по турниру и выходила с ними в прямом эфире. Когда мне сказали, что это будет не в записи, первой мыслью было собрать вещи и уехать домой. Мало того что в принципе в прямом эфире новичку очень тяжело, да ещё и тема довольно сложная. Но ребята на канале очень помогли, поддержали, поэтому достаточно быстро сориентировалась и даже получила удовольствие от работы.
– Во время прямых эфиров волновались? Всё-таки большая аудитория по ту сторону экрана.
– Конечно волновалась. Но коллектив на Game Show очень профессиональный, атмосфера замечательная. С такой поддержкой, с их настроем работать было легко.
– В индустрии киберспорта есть яркие примеры, когда девушки добиваются больших высот в качестве ведущих турниров, комментаторов, экспертов. Планируете ли вы в дальнейшем пробовать себя на стыке телевидения и киберспорта и профессионально погружаться в эту тематику?
– Во время обучения в Школе телевидения я не смогла понять, насколько это моё. Сейчас посмотрела на телевизионную кухню изнутри, но понимания больше не стало. С одной стороны, это очень интересно. С другой стороны, если каждый раз во время прямого эфира так волноваться, можно сжечь все нервы. К тому же есть момент, который меня очень сильно смущает. Зрители киберспортивных турниров – аудитория молодая и очень остра на язык. Несколько раз я видела нелицеприятные комментарии в свой адрес, и меня это сильно задевало. Для тебя это первый опыт, случаются какие-то накладки, а зритель не щадит совершенно. Поэтому когда после The International на Game Show мне предложили поучаствовать в освещении турнира по FIFA, я решила взять паузу.
– Несмотря на включение киберспорта в перечень официальных видов спорта, многие спортсмены и комментаторы довольно критично относятся к признанию таких дисциплин, как Dota 2, CS:GO, FIFA 17. На ваш взгляд, насколько киберспорт близок к традиционным видам?
– Мне очень нравится киберспорт, но наиболее близким здесь будет сравнение с шахматами. Необходима концентрация внимания, постоянная работа мысли, реакция, продумывание, как поступить в той или иной ситуации. А спорт для меня — это в первую очередь физические нагрузки, выносливость. Поэтому киберспорт и спорт всё же сильно различаются. Девиз Олимпийских игр – «Быстрее! Выше! Сильнее!», а не «Думай головой!».
– У вас спортивная семья, и наверняка много друзей среди спортсменов. Есть ли среди них такие, которые увлекаются киберспортом? И как в целом в этой среде относятся к соревновательной составляющей в видеоиграх?
– Мой муж — профессиональный спортсмен, и киберспорт – его любовь. Если бы он не занимался хоккеем, возможно, попробовал бы построить свою карьеру в киберспорте. В целом же, нет такого, чтобы спортсмены поголовно увлекались этой темой. Довольно сложно совмещать это занятие с основной деятельностью банально из-за отсутствия времени. Возможно, кто-то также увлеченно наблюдает за CS:GO или Dota 2, поигрывает время от времени. Ещё хоккеисты очень любят играть в FIFA. На всех сборах у них с собой PlayStation, и они часто сражаются. Игорь тоже очень круто играет, обожает эту игру. Ненавидит проигрывать, относится с большим азартом. Мне нравится сесть рядышком с ним и смотреть, как он играет.
– Любой вид спорта, в том числе и хорошо знакомая вам художественная гимнастика требует от спортсмена сосредоточенности на результате. Однако нередко среди факторов, необходимых для победы, называют удачу. На ваш взгляд, насколько велико влияние случайности на больших соревнованиях, будь то чемпионаты по традиционным видам спорта или киберспортивные турниры?
– Мне кажется, в киберспорте роль удачи для команд особенно велика. Да, игроки помногу тренируются, изучают соперников, но всё равно не до конца понимают, как повернётся игра. От удачи многое зависит. И по последним чемпионатам по Dota 2 и CS:GO это хорошо видно.