Она была чемпионкой мира, одним из самых известных игроков американского CS и вышла замуж за создателя карты de_cache. Но популярность ей принесли не игровые и общественные заслуги, а умение показать CS:GO так, чтобы он был самой понятной дисциплиной в киберспорте.
Девушка, которая стреляет
«Господи, ты что, играешь в игру, где нужно убивать людей?», — кричала ее мама, увидев на мониторе дочери модельки террористов и огнестрельное оружие.
«Это было против социальных норм. В школе я занималась тремя видами спорта, а в компьютерных играх заседала, когда никто не видел. И мне было искренне неловко рассказывать людям, что я собираюсь играть в Counter-Strike на выходных», — рассказывает сама Хэзер.
SapphiRe увлеклась Counter-Strike в 1999 году. Сначала это было развлечение между тренировками по софтболу, потом в тусовку ее затянул брат, известный игрок Джон juan Мамм. Постепенно увлеченная девушка стала так популярна в американском сообществе CS, что ее стали приглашать в женские и даже мужские команды. С тех пор за ее спиной осталось больше двухсот соревнований разного уровня. Хэзер представляла EvilGeniuses, TeamPandemic и Ubinited. И даже выиграла женский чемпионат мира в 2012 году. Только хвастается перед знакомыми она совсем не кубком, а 12 взятыми раундами против Na'Vi на одном из LAN-финалов и топовым результатом по фрагам в матче против команды Джордана n0thing Гилберта.
Даже когда не удавалось играть на профессиональном уровне или собрать достойную команду, Хэзер с головой погружалась в киберспорт. Она была стримером, журналистом и помощником по PR для турниров и организаций. Ездила на турниры за свои средства, чтобы рассказать о них в блогах и влогах. А параллельно Хэзер получила степень бакалавра по коммуникации и магистра в области цифрового маркетинга, а даже успела проработать в известном мировом агентство Fleishman Hillard, где занималась сотрудничеством с DirecTV's Championship Gaming Series и Electronic Arts. И все это в мире, который принято считать мужским.
«Я никогда не ощущала гейминг как „клуб для мальчиков“. Я всегда делала свое дело, независимо от того, что скажут другие. Однако я признаю, что это может быть чем-то пугающим для других женщин. Я знаю нескольких девушек-игроков, которых доводили до слез», — рассказывает Хэзер.
Сама она тоже не раз становилась жертвой любителей указать, что место девушки не возле цифровой, а возле бытовой техники. Тыкали пальцем, гнобили в социальных сетях. Любой неудачный момент из игры разлетался и обсуждался со смешками «Ха, смотрите, женский CS!».
«И ведь никто над ошибками парней почему-то не смеялся со словами „Смотрите, мужской CS!“ Что за несправедливость?», — смеется сейчас Хэзер.
Ответить и вступать в перепалки было не в ее стиле. На издевки сообщества она добродушно жаловалась игрокам-мужчинам, которых встречала на турнирах. И самую большу поддержку Хэзер нашла среди них, рассказывающий по очереди истории о безумных хейтерах, собирающихся на LAN-финалах и строчащих сообщения на форумах.
Теперь все изменилось. Сейчас она сама занимается тем, что помогает девушкам найти свое место в мире соревновательного Counter Strike. Хэзер работает тренером и менеджером женского состава TeamDignitas и является директором по маркетингу организации. Но главной задачей она считает не продажи и просмотры, а помощь девушкам построить свой бренд в мире киберспорта. Такой, в который не будут тыкать пальцем с ухмылкой.
«Я несколько лет работала в маркетинге, так что сейчас провожу со своими девчонками „бренд-тренировки“. Я хочу, чтобы они правильно преподносили себя этому сообществу и им не приходилось жаловаться на его жестокость. Сейчас это сделать намного проще. Я вижу, как растет количество девушек в киберспорте. И речь идет не только об игроках и сотрудниках студий, но и фанатах. Мне кажется, что уже 30% всех зрителей на LAN-финалах — это прекрасные леди»
Но несмотря на множество заслуг в мире киберспорта, сейчас зрители знают Хэзер не за ее общественную позицию или игровые заслуги. Для сообщества она — лучший обсервер в CS:GO и звезда трансляций не меньше, чем топовые команды мира.
Девушка, которая показывает
В середине 2015 года, когда Хэзер еще играла в составе Team Karma, ей написал старый знакомый Дэрик impulsivE Траонг с интересным предложением.
«Он сказал, что им на квалификации ESL нужен обсервер. „Вам нужен… кто?“ — переспросила я. „Ну, человек, который перемещает камеру туда-сюда“, — объяснил он мне. Я даже не думала, что такие люди существуют! Хотя я за свою жизнь пересмотрела тысячи часов Counter Strike».
Сама Хэзер уверена, что первый эфир удался исключительно потому, что она хорошо знала карты. Она много смотрела CS:GO когда была игроком, чтобы готовиться к соперникам. Когда была журналистом, она просматривала бесконечное количество карт, чтобы подготовить материалы. Но sapppiRe никогда не задумывалась, что все то, что она видит, — это дело рук отдельного человека. Первая попытка обсервинга так ее увлекла, что она продолжила тренироваться на личном стриме, все чаще появлялась на квалификациях ESL.
«Первый раз у меня все получилось хорошо, потому что я понимала карту и как работает радар. Но у меня заняло немало времени процесс понимания, как рассказать историю игры. Мне пришлось пересмотреть весь свой взгляд на игру. Ее нужно смотреть не так, как будто я делаю это для себя, а с пониманием, что это увидят миллионы людей. Мне нужно думать в первую очередь об их впечатлениях».
С тех пор она не пропустила практически ни одного крупного чемпионата, и ее глазами зрители увидели турниры от ESL, MLG, Beyond the Summit, а венчают ее послужной список мэйджоры.
Хэзер с удовольствием делится с журналистами небольшими тайнами закулисья турниров. На каждом крупном чемпионате работает два-три обсервера, которые плотно сотрудничают друг с другом. Чаще всего один ведет трансляцию в прямой эфир, а второй тут же собирает хайлайты с самых удачных планов. Это позволяет студии показать даже то, за чем не уследил основной обсервер. Крупные организаторы могут позволить себе нанять сразу троих людей, которые будут управлять камерой. Один транслирует игру от третьего лица и дает крупные планы, второй переключается между показом от первого лица, а третий собирает яркие моменты. Основной трансляцией, как оркестром, дирижирует режиссер, выбирая, с чьего компьютера показать события.
Хэзер не из тех обсерверов, которые стремятся успеть за каждым убийством на карте. Она уверена, что от быстрых перемещений камеры и попыток поймать каждое движение устанет любой зритель. Вместо этого она пытается превратить трансляцию в шоу, которым будут наслаждаться аудитория, комментаторы и даже сами игроки.
«Я стараюсь показать зрителям самые впечатляющие моменты, которые вызовут у них самую яркую реакцию. Особенно я стараюсь, когда я могу слышать толпу на LAN-финалах. Когда ты пропускаешь что-то, до тебя доносятся только слабые хлопки. А я не должна их подвести. Я хочу, чтобы они верещали от восторга. Это любят режиссеры, потому что они могут заснять реакцию зала. Это любят игроки, потому что они видят ревущую толпу со сцены. Это любят комментаторы, потому что это поддерживает хайп и напряжение во время трансляции, передает им невероятную энергию от зала. Если счастливы зрители — доволен каждый человек, который занимается трансляцией»
Но при этом Хэзер рада, когда никто не вспоминает об обсервере. Себя она называет призраком. Ведь чем лучше ты сделал свою работу, тем меньше зрители задумываются о том, что камерой кто-то управлял.
«Если никто ничего не сказал об обсервере, я воспринимаю это как комплимент Если на Reddit нет ни слова о работе камеры, значит я хорошо проделала свою работу», — смеется Хэзер.
Работа обсервера завязана на понимании людей. Тебе нужно изучить работу комментаторов и прислушиваться к каждому из них, чтобы из вас получился достойный дуэт. Ты должен знать желания публики, чтобы не пропустить красивый момент на трансляции. Так Хэзер уверена, что когда игрок остается один против двоих или троих соперников, тебе нужно сосредоточиться именно на этом последнем герое. Мало кому интересно смотреть, как его загоняют в угол. Зрители жаждут увидеть, как он будет выбираться из этой ловушки.
Но самое важное — это понимание и изучение игроков. Хэзер буквально занимается тем, что предсказывает действия киберспорстменов лучше, чем их соперники на карте. Джеки Stewie2k Йип будет пробиваться через дым, когда для другого игрока это будет непреодолимой и опасной преградой. Ни в коем случае нельзя отводить от него камеру в этот момент. А вот Фернандо Fer Альваренга вечно оказывается в той части карты, где его никто не ждет, в том числе зрители и комментаторы. Так что общие планы SK Gaming во время раунда могут вызвать у зрителей не только восторг, но и удивление и смех.
«Я всегда слежу за тем, куда он идет. И я обожаю, когда вслед за комментаторами по залу проносится „Господи, да что он там вообще делает?“», — делится впечатлениями Хэзер.
Обсервер — это не просто человек, который кликает мышкой, чтобы передвинуть камеру. Обсервер — это человек, который первым приходит на площадку и последним собирает вещи. За пару часов до эфира нужно проверить каждый из 5-10 компьютеров, которые будут участвовать в трансляции. Должны совпадать все технические характеристики и настройки. Потому что даже минимальное различие может испортить впечатление от стрима или вовсе лишить зрителей шоу.
Чаще всего у обсерверов нет смен, как у многих комментаторов и аналитиков. Они работают от начала и до конца, имея возможность только поменяться ролями. После трансляции необходимо снова привести технику в порядок и подготовиться к следующему эфиру. А между этим нужно изучить участников, помочь команде продакшена и не забыть пообщаться с гостями. Так рабочий день может затянуться на 16-18 часов. В такой суматохе возможность просто закрыть глаза — это уже подарок.
«Зато у обсерверов есть возможность увидеть сцену до и после прихода зрителей, когда трибуны пустуют. Это потрясающее зрелище. А еще можно сделать селфи с кубком!»
За три года в кресле обсервера Хэзер поработала более чем на 30 турнирах и квалификациях разного масштаба и побывала в десятках городов и стран. Но своим лучшим опытом она считает участие в трансляции ELEAGUE, где ей удалось поработать с командой телеканала TBS.
«Работа с командой, удостоенной премии Эмми, невероятно увлекательна. Наш режиссер, Стив Дэейли, похож на маэстро телевидения. Когда он начинает свое шоу, оно становится произведением искусства. Это звучит глупо, но у меня мурашки по спине бежали от мысли, что я наблюдаю за их работой», — рассказывала Хэзер после поездки в Атланту.
Там она научилась не только премудростям работы в телевизионном прямом эфире, но и поняла, как важно уметь работать для аудитории, которая ничего не понимает в игре. На ELEAGUE, которая транслировалась на американском телеканале, переходы должны быть медленней, меньше деталей и как можно больше шоу. Чтобы проверить, как она с коллегами справляется со своей работой, Хэзер пригласила в студию свою маму. Хоть ее и окружает киберспортивная семья, она до сих пор мало что понимает во всех этих «стрелялках и побегушках».
Когда мама сказала, что ей понравилось и она начала разбираться в игре, для меня это было лучшим доказательством, что мы все делаем правильно.
Обсерверы — это глаза и руки трансляции. Но мало кто задумывается о том, что эти люди вообще существуют. Хэзер и ее коллеги редко раздают автографы и часто проходят по залу незамеченными. Только последнее время их присутствие стали замечать, а на Reddit частенько появляются хайлайты не только игроков, но и операторской работы. Хэзер тоже любит потешить самолюбие своих коллег и поделится самыми крутыми моментами с их стримов.
Когда sapphiRe только начала работать, ее угнетало то, что она перестала выходить на сцену. Чтобы поддерживать свою медийность каждый раз после турниров она запускает стрим и раздаривает сувениры с чемпионатов. Но теперь это уже не нужно. О девушке, которая показывает CS:GO, знают практически все зрители англоязычной трансляции. Жаль только, что часто не знают ее в лицо.
«Я помню, как я выходила ночью со стадиона на IEM и мою дорогу до автобуса обступили люди, которые кричали “SapphiRe, sapphiRe, пожалуйста, автограф!” Они сопровождали меня до самого автобуса и я оставила где-то 40 подписей прежде, чем уехать. Я стояла там почти в слезах, понимая, как эти люди дружелюбны и доброжелательны ко мне!», — с улыбкой вспоминает Хэзер, сравнивая этот опыт с началом игровой карьеры, когда не находила способов сбежать от постоянных упреков и насмешек.
Следующая остановка в ее переполненном графике — это ELEAGUE Major: Boston 2018. Она с удовольствием предвкушала поездку в Атланту: сочетание крупнейшего турнира и работы с командой профессионалов, которая ценит ее труд. Так что в следующий раз, когда вы подумаете, что CS:GO — это не женское дело, вспомните, что чаще всего вы видите игру глазами девушки.