«СНГ сейчас только усиливается. Просто сменились команды в топе»
Яна Медведева
Комментарии
Ярослав Miposhka Найдёнов — о причинах неудачного выступления на DreamLeague, проблемах с поиском тренера и капитана и состоянии СНГ-сцены.

Состав Team Empire по Dota 2 последние несколько недель переживает не лучшие времена. На майноре DreamLeague команда смогла выиграть только один матч, потерпела несколько поражений в квалификациях, а теперь находится на грани смены состава вне трансферного окна. Ярослав Miposhka Найдёнов, саппорт Empire, рассказал об основных проблемах в команде и причинах смены тренера.

— Были ли у вас какие-то ожидания от выступления на DreamLeague? Какой-то план-минимум на турнир?
— Конкретной цели у нас не было. Мне кажется, каждый просто хотел сыграть на максимуме. Думаю, против Immortals у нас у всех получилось хорошо сыграть, мы показали неплохую игру. Против них мы были уверены в своих силах, потому что считали их не слишком сильными соперниками. А против Team Secret и Fnatic у нас не получилось сыграть на максимуме. И пики были не так хороши, как хотелось, и так, возможно, где-то поплыли. Да и соперники лучше играли, лучше подготовились и были увереннее в себе, в отличие от нас. Так что в этих матчах не получилось показать себя во всей красе.

— В чём была главная проблема команды на майноре?
— Недостаточно хороший уровень подготовки и немного не повезло. Если бы мы встретились с другими командами, то смогли бы лучше проявить себя. Но в любом случае это не оправдание, если едешь на турнир, то нужно быть готовым обыгрывать всех.

— Если говорить прямо и честно, помешала ли поездка на WESG подготовке к майнору? Не жалеете, что решили поехать?
— Поездка помешала подготовке, но я не жалею. Мы говорили об этом уже давно. Мы считали, что это не слишком на что-то повлияет. Предполагалось, что соперников для тренировок в это время будет мало, потому что на WESG собирались многие игроки. В какой-то момент их планы сорвались, например, у Team Ukraine появились проблемы. Они отказались чуть ли не за несколько дней до поездки. Стало понятно, что некоторые СНГ-команды все-таки смогут тренироваться. Но так просто отказаться мы уже не могли.

Это точно помогло мне немного отвлечься и посмотреть на какие-то вещи иначе. Я играл там с другими игроками, познакомился с другими подходами к игре.

— DreamLeague — студийный турнир. У вас есть опыт выступления на больших аренах. Где вы чувствуете себя комфортней и почему? Не пропадает ли ощущение крупного турнира, когда нет аудитории?
— Раньше в команде я был новичком, и LAN-турниры для меня были в новинку, волновался на каждом. Но сейчас особой разницы нет. Когда сидишь в кабинке, уже всё равно.

Но если сравнивать с The International, допустим, то, когда идёшь к сцене, чувствуешь публику, энергию, зал, который кричит. И ты тоже этим заряжаешься, чувствуешь поддержку. А как только оказываешься в кабинке — разницы нет.

— В СНГ-командах часто стоит вопрос о лидерах и капитанах. Кто в вашем составе является лидером в игре и вне её?
— По сути, лидера у нас нет, мы больше каждый сам по себе. Вне игры лидером можно назвать нашего менеджера Дмитрия Korb3n’a.

— Многие критикуют такую позицию и утверждают, что в команде обязательно должен быть капитан. В чём плюсы вашего подхода?
— Я даже не знаю, есть ли в этом плюсы. Чаще мы сталкиваемся в основном с минусами. Например, во время игры бывает непонятно, что нужно сделать. Один из недавних моментов: мы играем матч и складывается ситуация, когда нам нужно отойти. Кто-то командует, что нужно отходить, другие его поддерживают. А кто-то ещё говорит: «А может развернёмся?». Те, кто отходил, начинают думать, нужно ли разворачиваться, всё происходит медленно и с ошибками. Не все понимают, как это сделать лучше — и мы все просто умираем. Раз у нас нет человека, которого бы мы безоговорочно слушали, чтобы ни у кого бы не возникло мыслей о том, что можно было сделать иначе, мы допускаем эту ошибку.

Из плюсов: может, если у вас за все будет отвечать один человек, он также может ошибиться. И вы все умрёте. А когда мнение высказывают все игроки, есть возможность найти правильное решение. Но лучше, конечно, когда команда действует как единое целое, с одной идеей, как команда. Сказал: идём сюда — все идут. Сказал, что нужно пофармить — все фармят. Тогда это больше похоже на командную игру, а не когда каждый за себя и отталкивается от своих идей.

— В чём заключается проблема с поиском лидера: нет людей, которые готовы взять на себя ответственность за всех, или того, кого бы все слушались?
— Скорее второе. Нам сложно найти человека, которого бы мы все слушались. Особенно в нашем коллективе.

Мне кажется, у нас очень непростая команда. Нам сложно найти человека, которого бы мы все считали безоговорочным авторитетом. Может, это даже практически невозможно. А если и есть такие люди, то они сами не хотят сюда идти.

— С прихода Александар Nix Левина в состав прошло уже достаточно времени, чтобы почувствовать и оценить перемены. Что изменилось в динамике команды с его приходом?
— Сложно оценить, что изменилось с моей стороны в целом, но точно могу сказать, что мы начали брать других героев и иногда некоторые игроки меняются позициями. Но когда в команду приходит игрок, появляются новые трудности, которые приходится преодолевать. Человек другой, у него свои идеи, свое представление и видение игры. Нужно находить общее решение и приходить к общей картине игры. А если он не может понять нас, то становится намного сложнее. Мы путём разговоров и споров пытаемся прийти к чему-то лучшему, но это тоже не всегда выходит, к сожалению.

— На квалификации к Epicenter, если я не ошибаюсь, позицию драфтера занял Nix. Почему команда приняла такое решение?
— Саша изъявил желание стать драфтером, потому что раньше он в своей команде занимал эту позицию. Ему нравится смотреть и анализировать реплеи, поэтому мы и приняли такое решение.

— Повлияло ли это на команду? Или вы, как говорят многие другие, драфтите вместе?
— На самом деле фраза «мы драфтим все вместе» немного странная. Все равно на человеке, который пикает, больше ответственности, потому что он отвечает за принятие последнего решения. Даже если вы пришли к одному мнению, с него больше спрос. Да и со стороны все зрители будут винить его, если что-то пойдет не так. Так что многое зависит и от того, как он что воспринимает и давит ли это на него.

В какой-то момент после смены драфтера я почувствовал облегчение, потому что на мне уже не лежала эта ответственность. Иначе начинаешь смотреть на игру, обращать внимание на другие вещи. А когда драфтишь, этому нужно уделять много времени, подготавливать стратегии. Наверное, мне стало просто легче играть.

— Последние ваши результаты на отборах были неудовлетворительными. В чем была причина и следствие? В команде появились проблемы — и поэтому не смогли показать достойный уровень на отборах или состав подкосили турнирные неудачи?
— Думаю, это вещи сильно взаимосвязаны. Некоторые, когда видят наш состав, говорят, что он один из лучших, по сравнению с другими и мы должны побеждать. Но у нас зачастую это не получается. Думаю, это как раз из-за того, что в команде у нас что-то не клеится. Происходит какое-то недопонимание. Нам нужно налаживать именно этот момент в команде. А там уже посмотрим, получится ли у нас это или нет.

— Недавно команда отказалась от услуг тренера, Егора Jotm Суркова. Чем он занимался в команде и почему вы приняли решение с ним расстаться?
— В основном он занимался идеями, драфтами, пикал для нас. Даже уделял этому больше времени, чем я на тот момент. Наверное, ситуация была по типу VGJ.Thunder, когда rOtK садился и за них пикал. Что-то наподобие.

Но либо то, что придумывал Егор, не одобрялось игроками и из этого получались несостыковки, либо мы просто не находили общий язык. Тренер — очень важная составляющая команды, однако найти такого человека, которого все бы слушали и уважали, довольно тяжело.

— Сейчас вы продолжаете искать кандидата на роль тренера или пока решили обходиться своими силами?
— Вопрос с тренером — это так же, как и с лидером. Нужно найти человека, которого бы все считали авторитетом. И это тоже очень тяжело, особенно в нашей команде. Мы уже пробовали одного человека на замену. У него были хорошие идеи, но мы не смогли реализовать всё, что было задумано. Через небольшой промежуток времени он понял, что не сможет приносить пользу нашей команде и отказался. Возможно, даже если мы найдём подходящего человека, история снова повторится.

— Бытует мнение, что для команд вашего уровня система турнирного сезона самая сложная. Вы не получаете приглашения на чемпионаты, но имеете шансы выиграть любую квалификацию, поэтому готовы бороться за любой шанс. Верно ли это мнение? В чём вы видите главный минус текущей турнирной системы DPC?
— Главный минус в том, что турниров слишком много. Ты играешь против одних и тех же команд одними и теми же стратегиями, ибо времени на тренировки между турнирами особо нет. Как минимум в начале сезона было именно так. Зрителю тоже становится скучно смотреть игры одних и тех же команд одними и теми же героями каждую неделю.

— Постоянные патчи не смогли изменить эту ситуацию?
— Эти патчи практически ничего не меняют. Был патч, за который вообще в героях ничего не изменилось. Вот в 7.10 вышла Dark Willow и очень изменили Enchantress, которая стала выпадать из меты. Это интересная версия, потому что появляется новый герой. Хотя мне кажется, что ее ввели в игру слишком рано, ей стоило что-нибудь еще поменять, а ее вообще не трогали. В 7.12 ввели Pangolier, герой довольно интересный, также изменили Riki и возможно его скоро начнут брать. Этот патч затронул многих героев, так что команды начнут придумывать что-то новое. В таких случаях постоянные изменения могут разнообразить игру. Мне, как игроку, становится снова интересно.

Но новые герои сейчас закончатся, и будет занятно посмотреть, как они будут поступать с патчами. Возможно, снова не будет ничего значительного.

— Многие команды сейчас меняют составы, несмотря на ростер-лок. Как вы думаете, достаточно ли одно трансферного окна в сезоне или нужно вернуться к двум ростер-локам? Боятся ли вообще команды этого наказания в виде открытых квалификаций?
— Учитывая, сколько сейчас уже команд в открытых квалификациях, то выходит, что никто этого не боится. Но что может быть жестче, чем это наказание? Может быть, этого и недостаточно, но жестче ничего не придумаешь. Ты же не можешь команду не допустить даже к открытым квалификациям? Это совсем абсурдно звучит. Но одного ростер-лока, на мой взгляд, в этой ситуации точно недостаточно.

— Какой путь, по вашему мнению, продуктивнее: менять состав, когда понимаешь, что дела идут плохо и есть возможность что-то изменить, или максимально долго стараться решить проблемы внутри команды?
— Я думаю, сначала нужно собрать правильный состав, который готов трудиться и развиваться вместе. А уже потом работать над проблемами внутри команды.

— В чём вы видите основные проблемы команд в СНГ, которые не позволяют им подняться на уровень Virtus.pro?
— Отсутствие синергии между игроками и недостаточно высокое понимание игры.

— Это как-то связано с недостатком опыта выступления на международной сцене?
— Мне кажется, это проблема системы. Вот взять нас, когда мы прошли квалификации на DreamLeague. Мы без проблем прошли свою квалификацию, но когда приехали на турнир, то мы столкнулись с Team Secret, Immortals и Fnatic.

Даже в теории, чтобы выиграть майнор, такой команде как мы нужно обыграть Team Secret, потом Newbee, потом Liquid, а потом еще раз кого-то из них. То есть сначала чемпионов мэйджора, потом вице-чемпионов TI, затем чемпионов TI и затем ещё раз с кем-то из них сыграть — и это чтобы выиграть какой-то там майнор. Это же абсурд! Как можно выиграть что-то или набрать уровень, когда ты играешь с такими командами?

Одно дело, когда ты примерно играешь с составами из регионов примерно своего уровня. Ты можешь показать хоть что-то. А чтобы пробираться выше, тебе нужно очень много играть с топовыми командами. А для этого нужно отбираться на турниры и показывать там себя с сильной стороны. Тогда, возможно, они захотят с вами тренироваться, потому что поймут, что вы что-то можете.

— Если командам из топ-4 или топ-8 DPC ограничить возможность участвовать в майнорах, это поможет развитию команд вашего уровня?
— Однозначно так было бы лучше. Какой в этом вообще смысл? Ты приезжаешь на майнор, за который дает каких-то там 300 очков, а играешь там против топ-3-4 рейтинга. У тебя даже в теории нет шансов выиграть этот турнир. Даже сам перестаёшь в себя верить. А если не будет команд из топа, то шансы увеличатся у всех. Потому что пропасть между нами и Team Liquid — огромная. А между нами и Mineski — не такая уж и большая. Мы против них играли, и у нас даже что-то получалось.

— Многие зрители отмечают, что команды как будто устали во второй части сезона. Чувствуете ли вы подобное на квалификациях и тренировках?
— Нет, я вообще такого не ощущаю. Мне кажется, что СНГ сейчас только усиливается. Все больше команд отбирается на мэйджоры, и они уже показывают более высокий уровень игры. Просто сменились команды в топе. Раньше в финале играли мы, Na'Vi часто отбирались на турниры. А теперь мы реже доходим до финалов, Na'Vi куда-то не проходят, но приходят другие команды. Просто кто-то стал сильнее, а кто-то слабее. Ну, кроме Virtus.pro. Они если и станут слабее, то только потому что им совсем станет пофигу.

— Кого бы вы сейчас назвали топ-2 СНГ и почему?
— На мой взгляд, все команды в нашем регионе (кроме VP) сейчас примерно равны. Каждый может обыграть каждого, все зависит от подготовки и настроя.

— Этот турнирный сезон очень насыщенный. Когда между играми и квалификациями не так много свободного времени, как вы отвлекаетесь от доты?
— Иногда я играю в какие-то другие игры, помимо доты. Но, по сути, дота — это есть отдых, ведь ты просто сидишь и играешь, поэтому и расслабляться мне не приходится.

— Лучший герой, чтобы в пабе снять напряжение?
— Наверное, Pudge. На нём весело поиграть. Просто делаешь, что хочешь. Хукнешь кого-нибудь — и кайфуешь.

— Вы уже стали счастливым обладателем арканы?
— Я не такой уж и фанат этого героя, чтобы сразу бежать и покупать на него аркану. Да и мне нет смысла на нем играть. Я стараюсь играть на тех героях, которых мы будем использовать в матчах и на тренировках. А Pudge — это немного не тот персонаж. По крайней мере сейчас.

— Хватает ли свободного времени, чтобы посмотреть другие турниры. Например, смотрели ли вы DAC?
— Я довольно много смотрел игр. Но всё зависит от режима. Например, сейчас у нас тренировки вечером, а турнир идет утром и днем. А я ложился под 10 утра и какие-то игры мог посмотреть перед сном. Надеюсь, сейчас я сменю режим, и смогу посмотреть заключительные игры дня. Так что если есть желание, то время всегда найдётся.

— Как относитесь к формату чемпионата? Bo1 — это дота?
— Конечно, дота. Всё дота! Вообще я только сегодня заметил, что там и второй раунд нижней сетки в bo1.

Ладно, первый раунд bo1 ещё можно понять, но второй — это точно странно. Где ты видишь как Team Liquid и ещё какая-нибудь хорошая команда играет на вылет bo1. Этого я не понимаю.

— Закончим интервью совершенно отвлечённой темой. Если бы вам нужно было выбрать одного тиммейта, чтобы отправиться с ним на необитаемый остров, то кого бы вы взяли и почему?
— Слишком сложный выбор, каждый хорош по-своему! Да и тиммейты будут потом читать и думать: «Ну вот как!» и обидятся ещё (смеётся).

Комментарии