Работа над ошибками. Что изменила Valve в профессиональном сезоне в Dota 2
Яна Медведева
Комментарии
Valve учла пожелания игроков, зрителей и организаторов и представила правила нового профессионального сезона в Dota 2. Но и в них есть дыры.

Valve — компания, которая всегда учится на своих ошибках. До окончания первого экспериментального сезона DPC осталось несколько дней, так что разработчики решили поделиться планами на следующий сезон. В новых правилась Valve учла множество пожеланий игроков, комментаторов и зрителей. Концепция осталась прежней: команды зарабатывают очки на мэйджорах и майнорах, а по рейтингу в конце игрового сезона определятся обладатели приглашений на The International 9. Разбираемся, какие проблемы решает и создаёт новая система DPC.

Материалы по теме
Новый сезон Dota Pro Circuit стартует 15 сентября. Valve проведёт 10 турниров
Материалы по теме
Мы ждём перемен. Как улучшить профессиональный сезон в Dota 2
Мы ждём перемен. Как улучшить профессиональный сезон в Dota 2

Всё по расписанию

Проблема: перенасыщенное расписание
Решение: 5 мэйджоров и 5 майноров в сезоне

Объявленный календарь первого сезона выглядел устрашающе. Там не было мест для отборочных этапов, а команды не успевали получать визы, чтобы принять участие в турнирах. Теперь расписание структурировано и подразумевает определённые даты отборочных этапов. Между ними даже появились недели перерывов для буткемпов и тренировок!

К тому же чемпионаты и квалификации будут идти парами, что намного проще для среднестатистического зрителя. Система стала понятной и максимально прозрачной.

Такой конкретике будут не рады только турнирные операторы. Теперь в аренде стадионов и других площадок для проведения чемпионатов им придется ориентироваться на выданное расписание. А что делать тем, кто рассчитывал на статус и уже присмотрел арену на другие даты?

Нет приглашений — нет драм

Проблема: команды получают приглашения за старые заслуги или популярность
Решение: никто не получает приглашения

В отношении инвайтов Valve поступила максимально жёстко: она отобрала у турнирных операторов право звать на свои чемпионаты команды, которые им больше по нраву. В итоге никаких скандалов из-за того, что приглашения выданы слишком рано или поздно, а также никаких вопросов по поводу заслуженности или большого количества представителей одного региона.

В прошлом сезоне история с инвайтами доходила до абсурда. Evil Geniuses продолжала получать приглашения, несмотря на слабые результаты. Команду звали на 13 рейтинговых чемпионатов, но даже это не помогло им попасть в топ-8 мира по очкам. На MDL сразу 5 из 12 квот заняли китайские команды, отобравшиеся благодаря местной лиге DPL. Теперь всё, халява кончилась.

Зато какое раздолье для зрителей! Каждые два месяца Virtus.rpo, Team Secret, Team Liquid, LGD и прочие будут проверять себя на прочность в регионах. Даже если это будет заканчиваться безоговорочными победами, за этим будут следить.

Квалификации — это тоже интересно

Проблема: пересекающиеся квалификации с неудобным расписанием
Решение: установленное расписание квалификаций

Главной головной болью турнирных операторов в прошлом сезоне были даже не LAN-финалы, а отборочные этапы. Организаторам нужно было за неделю провести две-три квалификации на разные турниры, при этом совместив расписания в разных регионах и угодив всем командам. Одновременных матчей было столько, что не хватало комментаторов. При этом все с грустью вспоминали времена, когда отборы на мэйджор были событием почти такого же масштаба, как сам турнир, а студии освещения собирались хабами и устраивали круглосуточное шоу.

Благодаря установленному расписанию отборочных этапов комментаторы и аналитики снова смогут серьезно подходить к освещению квалификаций. Разве что начинающим кастерам будет сложнее найти себе место под солнцем, потому что теперь не удастся перехватить забытый студиями матч. Зрители наконец-то снова вспомнят, что отборы на мэйджор — это действительно значимое событие. Командам не придется выбирать, на отборах к какому рейтинговому турниру сыграть, чтобы везде успеть. А организаторы не будут ломать голову и ссориться из-за совпавших дат. Никаких дисквалификаций, никаких переносов, никакой суматохи и скандалов. Да еще и с топовыми командами, которые соберут просмотров не меньше, чем некоторые майноры.

Деньги ничто, престиж всё

Проблема: мэйджоры потеряли свою привлекательность
Решение: в два раза меньше мэйджоров

О проблеме потери престижа говорили и игроки, и зрители. Когда в календаре стоят по три мэйджора в один месяц, они перестают быть чем-то грандиозным и сакральным, даже если там разыгрываются миллионы долларов. Всё чаще сообщество вспоминало, сколько хайпа крутилось вокруг больших турниров от Valve в 2015-2017 годах. Всего пять мэйджоров в сезоне должны вернуть ощущение важности события. При этом лавры не будут уходить только разработчикам, а останутся на головах организаторов чемпионатов.

Меньше турниров — выше качество?

Проблема: «халтурные» турниры со статусом
Решение: выбор турнирного оператора разработчиками и установленные стандарты

Материалы по теме
Хозяин – барин. Что Valve спускает с рук организаторам турниров по Dota 2
Хозяин – барин. Что Valve спускает с рук организаторам турниров по Dota 2

В первом сезоне DPC статус мэйджора или майнора мог получить практически любой желающий. Так свой турнир в расписании заимели Fallout Gaming с сомнительной репутацией и GESC, у которых за спиной не было ни одного киберспортивного чемпионата. В итоге соревнования отменялись, проходили в небольших полупыстых залах и были мало похожи на престижные состязания. И даже достойные турниры сводились к тому, что все обсуждали их недостойные форматы.

Кажется, в этом году Valve собирается контролировать хотя бы малую толику организации чемпионата. Компания принимает заявки на мэйджоры и майноры и отбирает претендента, а не даёт статус каждому желающему. К тому же появились первые оглашенные требования к турнирам: минимум 8 участников на майноре и 16 на мэйджоре. Глядишь, мы доживём до запрета bo1 дальше первого раунда нижней сетки или до требований к количеству дней/матчей на арене. Но не радуйтесь раньше времени. Вряд ли Valve будет следить за тем, чтобы стримы не падали, а зрителям в глаза не светили софиты.

Всем очки!

Проблема: очки получают только топ-4, места ниже не имеют смысла
Решение: очки получают все

Ещё одно радикальное изменение со стороны Valve, которое вполне объяснимо. Теперь попадание на мэйджоры и майноры — тоже достижение, ведь квалификации проходят все. А значит оно должно вознаграждаться разработчиками. Это позволит сделать рейтинговую таблицу более сбалансированной, а каждую игру на турнире — значимым. Теперь даже команды, которые не претендуют на топ-4 турнира, будут сражаться в каждом матче за дополнительные баллы, а не только доллары.

Майноры действительно созданы для тир-2 сцены

Проблема: на майнорах играют и побеждают топовые команды
Решение: на майнорах не будет топовых команд

Главное турнирное изменение коснулось процесса квалификаций. Сначала организаторы проведут отборы на чемпионаты-миллионники. Следом за ними пройдут квалификации на майнор, но принять в них участие смогут только те, кто не заработал путевки на мэйджор.

Так что если вы сильнейшая команда региона, то будьте добры освободить место на майноре ребятам попроще. Team Liquid перестанут фармить очки, обыгрывая слабых соперников, а турниры с разным статусом действительно будут отличаться по уровню и составу участников.

Материалы по теме
Младший брат. Как прошел сезон майноров в Dota 2
Младший брат. Как прошел сезон майноров в Dota 2

При этом майноры не станут обычным междусобойчиком тир-3 команд. Победитель турнира с таким статусом получит не только очки, но и право сыграть на ближайшем мэйджоре. Вот так за один месяц можно подняться в топ, а не проходить этот путь по полгода.

К тому же разделение квалификаций буквально заставляет команды следить за своим расписанием. В этом сезоне топовые составы отправились участвовать во всём подряд, а потом жаловались, что у них не хватает сил и времени на тренировки. Если вы сами не умеете распределять время, Valve это сделает за вас.

Максимальное развитие малых регионов

Проблема: одна команда от региона забирает все квалификации
Решение: каждый регион на рейтинговых турнирах будут представлять минимум три команды

Заметили, что к концу года стало меньше нытья о том, что Южная Америка не заслужила свой слот на мэйджорах? PaiN Gaming показала, что их регион привлекателен для игроков из других стран, а при должной практике они могут составлять конкуренцию даже сильнейшим составам мира. А ведь для этого нужно было всего-то съездить на несколько международных турниров. Valve тоже почувствовала положительные изменения и расширила политику развития малых регионов.

Если в регионе развивается только одна команда, это создаёт стагнацию. Теперь на пару майнор-мэйджор отправятся как минимум три команды. Два лучших состава получат возможность сыграть на мэйджоре, а третий по силе поедет на майнор. Например, владелец бразильской команды Midas Club уже оценил это решение от Valve и передумал закрывать состав по Dota 2.

Турниры DPC — не место для тренировок

Проблема: нет места для турниров не из DPC
Решение: DPC-турниры не занимают весь сезон

Кто-то жаловался на отсутствие времени и возможности потренироваться, а кому-то приходилось просиживать дома половину сезона из-за одной неудачи. Теперь не попадание на рейтинговый турнир не ставит крест на заработках и турнирной практике команд. Наверняка найдутся организаторы, которые захотят поставить свои чемпионаты на освободившиеся недели в календаре. Например, судя по датам ESL One Hamburg не войдет в DPC-сезон, но всё равно будет включать в себя турнир по Dota 2 на 16 команд. Кто-то выберет его площадкой для тренировки перед мэйджором или майнором, а для кого-то это будет возможность поиграть на большой сцене.

К тому же, это открывает дорогу организаторам, которые были не в состоянии обеспечить необходимую планку призового фонда. Они могли проводить чемпионаты и в прошедшем сезоне, но постоянные пересечения с рейтинговыми турнирами забирали у них спонсоров и зрителей. Так что даешь Midas Mode на LAN и чемпионаты в Южной Америке!

Никакого закрепления составов. Почти

Проблема: никто не боится ростер-лока
Решение: нет ростер-лока — нет проблем

В течение нескольких лет Valve насильно пыталась удерживать команды вместе, стращая отобранными приглашениями на The International и квалификации к нему. Но этот сезон показал, что открытых отборов никто не боится. Так что разработчики изменили свой подход к контролю составов. Теперь очки закрепляются не за игроками, а за командой. Клубам все также нужно регистрировать составы, но за трансферы их никто не будет лишать шансов на инвайт. Просто каждая смена одного игрока отнимает у тега по 20% заработанных баллов. Проводить такие «платные» решаффлы можно будет до старта квалификаций на The International. Именно такой подход в своё время предлагал Джеки EternalEnvy Мао.

Выходит, что Valve решила отойти от своей стратегии защиты униженных и кикнутых. Теперь команда, набрав достаточное количество очков, может оставить неугодного игрока ни с чем, но все равно претендовать на приглашения. А самому киберспортсмену можно будет привлечь к себе внимание только скиллом и послужным списком.

Купить приглашение на TI, недорого

Проблема: место в топе DPC можно было «купить», приобретя подходящего игрока
Решение: очки не прикрепляются к игроку

Больше никаких историй про Илью Lil Ильюка, одним ростерным движением поднявшего Na'Vi в топ-8 рейтингового сезона. Теперь игроки переходят в команду только со своим скиллом и продолжают зарабатывать баллы уже для новой организации. Это необходимо, чтобы уравновесить правило о свободных переходах. Ведь иначе прямо перед отборами на TI можно было просто потратиться на парочку игроков с хорошим запасом очков.

Один владелец — одна команда на TI

Проблема: столкновение интересов организаций
Решение: только одна команда от организации может играть на The International

Об этой проблеме вслух начали говорить совсем недавно, хоть и много лет подразумевали её существование. Вот есть два состава Vici Gaming, фаворит и аутсайдер. Чтобы слабая команда получила больше шансов на высокую строчку, их сильный «брат» может отдать им серию по взаимной договоренности. Подобные подозрения часто возникают во время решающих матчей, а в случае подобного расклада прикрываются фразами «они хорошо знают друг друга и много тренируются вместе».

Второй раз об этой проблеме всерьёз заговорили, когда Тал Fly Айзик перешел в Evil Geniuses. Что будет, если на турнире EG встретятся с OG, которой частично владеет Тал и, возможно, получает часть их призовых? Имеет ли он вообще право играть этот матч? Valve разъяснили эту ситуацию: на любом другом турнире играйте как хотите, на TI — никаких конфликтов интересов.

Сложнее всего придётся представителям китайского региона. Там у одной организации может быть 5-6 составов, которые бьются за слоты на The International. VGJ и вовсе устроила экспансию в американский регион. Теперь клубам придётся регистрировать новые организации и названия. Пока что никто не верит, что Valve действительно будет вдаваться вглубь проблемы и пытаться выяснить, из одной ли кормушки едят команды с разными тегами.

8 нерешённых вопросов о новом сезоне, которые первыми приходят на ум

Что с форматами турниров? Этот сезон был этапом экспериментов не только для Valve, но и для турнирных операторов. Таких сумасшедших форматов разной степени неадекватности Dota 2 ещё не видела. Всех переплюнул прошедший недавно ESL One Birmingham с bo1, single elimination и двойным групповым этапом. Игроки просят контролировать и этот вопрос. Например, разработать три-четыре стандартных формата и предоставить их на выбор организаторам. Если их утвердят сотрудники Valve, киберспортсмены точно не будут жаловаться.

Как пройти все визовые квалификации? В этом сезоне команды иногда снимались с турниров, потому что не успевали оформить документы. Теперь участникам майноров нужно будет оформлять сразу две визы, чтобы в случае победы быть готовыми отправиться на мэйджор. Это уже не говоря о проблемах для организаторов, которые не смогут заранее забронировать перелеты, а иногда и гостиницу для игроков.

Как избежать скандалов с количеством слотов на регион? Если вы думали, что твиттер-драмы по поводу составов участников мэйджоров позади, то расслабьтесь и наслаждайтесь. У скандалистов ещё будет повод постучать кулаками. В правилах Valve отмечено, что каждый регион должны обязательно представлять минимум две команды из региональных квалификаций (12 слотов). Ещё одно место уходит победителю майнора. А вот оставшиеся 3 находятся в руках организаторов, которые могут распределять их по своему усмотрению. Так что если им захочется иметь 5 китайских команд на своем турнире, их никто не остановит.

А для самых искушенных любителей заговоров напоминаем, что формат и приглашения на квалификации тоже никто не контролирует. Так что вот такой отборочный этап никто не отменял.

Что насчёт открытых квалификаций? Этот вопрос поднимался еще в первом сезоне и так и не получил ответа. Конечно, открытые квалификации стали неким правилом хорошего тона для турнирных операторов, но обязательным условием их никто не обозначал. Это может лишить команды возможности участвовать в региональных отборах просто потому, что так решили организаторы.

Насколько жестким будет контроль за соблюдением правила о владении командами? Зрители на форумах и в твиттерах уже строят десятки теневых схем, как можно оставить у себя во владении несколько составов, но при этом выдать их за разные организации. Димитри Mali Валетт и вовсе заявил, что для Китая это не должно быть большой проблемой, ведь они не так сильно держатся за тег. Будет ли вообще кто-то из сотрудников Valve следить за внутренними процессами или это просто правило для успокоения взбунтовавшихся душ?

Помогут ли Valve организаторам турниров? Главной проблемой организаторов мэйджоров и майноров в прошлом сезоне был не сам процесс проведения чемпионата, а привлечение спонсоров. Чтобы отбить затраты приходилось серьёзно постараться (или даже продать душу Facebook). Запрет на рекламу ставочных контор поставил турнирных операторов в затруднительное положение. Теперь, когда мэйджоров и майноров станет меньше, зрители будут требовать от них качества уровня Valve, но вот средств уровня многомиллионной корпорации у организаторов всё также нет. Чтобы вернуть мэйджоры на прежний качественный уровень, разработчикам стоит предоставить операторам или способы заработать вроде внутриигровых сундуков, или возможность расширить пул спонсоров.

Как будут распределяться очки? Пока команды радуются, что очки на DPC-турнирах достанутся всем, возникает вопрос, как их распределят. Останется ли закрепленное соотношение призовой фонд/количество очков и не вернутся ли система к ориентированности на топовые команды? Если отдавать первому месту 50% баллов, а последнему 0,5% — это практически не изменит сути.

Вернется ли Valve к идее с увеличением количества очков перед TI? Во время первого анонса системы DPC Valve планировала сделать турниры ближе к The International более «дорогими». Таким образом можно было избежать ситуации, когда команда выиграла мэйджор в октябре-ноябре, а затем на заработанных баллах поехала на TI в августе. Например, в подобной ситуации сейчас находятся VGJ.Thunder и OpTic Gaming. Компания всегда больше ценила достижения весной и летом, но почему-то до сих пор не отразила это в рейтинговой системе.

Сейчас объявленная турнирная система сезона 2018-2019 вызывает больше восторгов, чем негатива. Valve подчистила все недочеты общей концепции и постаралась решить вопросы, которые лежали на поверхности. Но эксперимент явно еще не окончен, да и недовольные найдутся всегда. Уже через пару мэйджоров будет понятно, над чем еще стоит поработать.

Комментарии