Halo — легендарная серия шутеров, которая в этом году празднует 20-летие. Не удивительно, что за такой огромный промежуток времени бренд стал очень влиятельным. Даже самые популярные представители жанра в тот или иной момент что-то подглядывали у Halo — и ничего удивительного в этом нет, ведь первая часть в своё время произвела настоящий фурор. Только ради шутера про Мастера Чифа миллионы фанатов покупали Xbox. А потом и Xbox 360. И Xbox One. И теперь Xbox Series X|S.
Именно Halo с говорящим названием Combat Evolved заложила основы жанра на консолях: как герой должен перемещаться, на какие кнопки стрелять, для чего нужны бамперы, как должны выглядеть сюжетная кампания и мультиплеер. Пока одни шутеры запирали игроков в узких локациях, Combat Evolved выпускала их на обширные уровни, где изредка можно было выполнять цели в произвольном порядке. Тогда это по-настоящему удивляло.
Спутать Halo с чем-то невозможно. Если первым крючком для многих становилась сюжетная кампания, которую можно проходить вместе с друзьями перед одним телевизором, то затем многие открывали для себя мультиплеер. В своё время именно Halo сделала настоящий прорыв — первый по-настоящему удобный сетевой режим, да ещё и на консоли.
При этом у Halo есть всё, что присуще громкой и известной франшизе. Видный главный герой Мастер Чиф в стильной зелёной броне, которую невозможно спутать даже издалека. Прописанная и обширная мифология о многолетней войне людей с агрессивно настроенными пришельцами. Захватывающие саундтреки Мартина О’Доннелла и других известных композиторов попросту невозможно спутать с чем-то ещё.
Halo — не просто серия шутеров. Это огромная вселенная, по которой выпускают книги и миллионы фанатских поделок, а уже в начале следующего года выйдет дорогущий сериал с Пабло Шрайбером в главной роли.
Путь в киберспорте
Halo была неразрывно связана с киберспортом практически с самого начала. Оригинальная Combat Evolved вышла вместе с первой Xbox, оказалась очень успешной и сплотила сообщество с миллионами поклонников. Среди них сразу появились те, кто хочет всерьёз соревноваться между собой.
Так в шутере начали зарождаться первые турниры. Здесь западная молодёжь мало чем отличалась от нашей. Всегда были более мотивированные фанаты, которые стремились создать что-то, связанное со своей игрой. Так группа энтузиастов создала MLG (Major League Gaming) — профессиональную киберспортивную лигу.
Несколько лет спустя Microsoft и Bungie выпустили Halo 2, которая предлагала усовершенствованный геймплей и лучшие карты, что положительно сказывалось на общих продажах — они уже стали рекордными для индустрии. Всё это вывело Halo 2 на вершину киберспортивной сцены Северной Америки.
В эпоху Halo 2 и Halo 3 доминировали легендарные команды вроде Carbon, Final Boss и Str8 Rippin. В 2006 году MLG заключила сделку с USA Network о трансляциях лиги по телевидению, а записи матчей выкладывались в Xbox Live.
В период с 2005 по 2007 год MLG провела с десяток турниров и немного сбавила обороты перед выходом Halo 3 — главным на тот момент игровым релизом в истории с огромными продажами уже на выходе. Предшественница осталась далеко позади, а организации лиги стали куда качественнее. Каждый турнир по Halo предлагал игрокам более $ 50 тыс. в качестве призовых — больше, чем любой турнир в Северной Америке на то время.
Благодаря Halo лига MLG стала крупнейшим организатором киберспортивных турниров в Северной Америке, расширив пул соревновательных дисциплин.
Bungie после Halo 3 решила поэкспериментировать с серией. Сначала появилась ODST — самостоятельное дополнение к Halo 3, которое не особо повлияло на соревновательную сцену Halo. А в 2010 году вышла Halo Reach, предыстория оригинальной трилогии приключений Мастера Чифа. Вот тут в мультиплеере начались серьёзные перемены — например, появились умения вроде невидимости, усиленной брони и реактивного ранца.
Однако у истории есть счастливый конец: в 2014 году появился сборник Halo: The Master Chief Collection вместе с мультиплеером сразу четырёх частей — Halo: Combat Evolved, Halo 2, Halo 3 и Halo 4. Благодаря чему любой желающий мог сыграть конкретно в свою любимую часть — не нравились нововведения Halo Reach? Пожалуйста, для вас есть любая из прошлых частей. Этого хватило, чтобы вернуть на сцену бывших профессионалов и фанатов классики. И уже спустя год Halo 5: Guardians закрепила успех, сумев объединить лучшие аспекты классических и современных частей серии.
Также Microsoft решила сделать собственный чемпионат по Halo 5 с призовым фондом в $ 1 млн. Позже сообщество Halo увеличило эту сумму до $ 2,5 млн. До сих пор профессиональные команды продолжают подписывать игроков по Halo, есть свои турниры, а призовой фонд неизменно растёт.
Почему в мультиплеер Halo Infinite просто начать играть
Потому что он предельно простой. Мультиплеер Halo Infinite следует концепции «Легко начать, трудно освоить».
Время на убийство противника (ТТК) здесь очень высокое. У каждого бойца есть энергетический щит с большим запасом брони, но если он падёт — шансов выжить уже практически не остаётся. Крепкая на вид экипировка спартанцев выдерживает всего пару выстрелов.
Чтобы убить противника в Halo, нужно прицельно всадить в него чуть ли не половину обоймы. На помощь приходит тяжёлое оружие всех мастей, от ракетницы M41 SPNKR до громоздкой пушки с кольями «Остроги» — убить из неё трудно, зато выглядит эффектно.
Особое место в арсенале спартанца занимают боевые гранаты и удар прикладом. Первые позволяют напрягать оппонентов в разных частях уровня и служат серьёзным подспорьем во время штурма. А мощный выпад в челюсть сносит половину здоровья, и его можно комбинировать с расстрелом из автомата. Поскольку у противников много здоровья, игроки стремятся либо закидать их гранатами и расстрелять, либо как можно быстрее разорвать дистанцию и ударить в ближнем бою.
Первое время подобный геймплей немного выбивает из колеи. Если стоишь далеко — кидай гранаты, подошёл поближе — старайся добраться в упор, чтобы провести рукопашную атаку. Но если «вскрыть» Halo и научиться действовать по её правилам, то во все остальные шутеры после неё играть просто не хочется. Каждый бой сопровождается десятком нестандартных ситуаций, где помогают не только навыки, но и знания игровых механик.
Например, модули со способностями, которые спартанец может найти на уровне и получить мощное тактическое преимущество. И их можно использовать не самым очевидным образом.
- Крюк-кошка позволит не только летать по локации, но и с лёгкостью угонять технику: достаточно зацепиться и подождать несколько секунд, герой всё сделает самостоятельно.
- Дизраптор — этакая «толкалка», которая скидывает противников в пропасти, отражает вражеские снаряды и гранаты, а также помогает отбиться от техники. Эту штуку в том числе можно использовать для передвижения: активация во время прыжка оттолкнёт спартанца в противоположную сторону.
- Рывок прост и понятен, помогает в дуэлях на ближнем бою или если нужно разорвать дистанцию с особо дерзким противником.
- Суперщит — одна из самых сильных способностей, благодаря которой спартанец может пережить вдвое больше урона.
- Невидимость стоит на одном уровне с щитом: бойца очень тяжело заметить из-за эффекта, а сам он получает простор для тактического творчества.
Камуфляж стоит на одном уровне с щитом — это два действительно мощных модуля, которые могут склонить чашу весов в вашу сторону.
Ну и нельзя не сказать о сетевых режимах, в которых Halo Infinite отдаёт дань классике. Глобально они разделены на два плейлиста: один — с компактными картами формата «4 на 4» («Арена»), другой — с масштабными сражениями «12 на 12» с активным использованием техники.
У обоих плейлистов есть пара общих режимов.
- Классические бои «Резня». Нужно уничтожать противников, всё просто и понятно.
- «Захват флага» — некогда популярный режим, который практически не появляется в современных шутерах. НО! В Infinite он пользуется большой популярностью из-за способностей и местных механик. Флагоносца нужно защищать ценой своей жизни, но он и сам может дать отпор, если как следует саданёт знаменем по голове.
Однако у каждого есть и по паре уникальных режимов. У «Арены» вдобавок к упомянутым выше есть:
- «Удержание мяча» — интересный режим с ещё бóльшим упором на командное взаимодействие. На карте есть череп, который нужно взять в руки и держать как можно дольше — так команда получит очки. Правила почти такие же, как с захватом флага, однако воевать за стратегический объект придётся постоянно, что разгоняет динамику до бешеных скоростей.
- «Позиции». Захват точек в Halo Infinite работает не так, как в других играх. Здесь мало просто захватить нужную область — она не будет давать очки. Важно удерживать таких зон больше, чем противник, и тогда командная казна начнёт пополняться. За счёт значительно ускоренного времени захвата ротация бойцов по карте происходит очень быстро.
- В «Фиесте» игроки каждый раз возрождаются со случайным набором оружия и снаряжения — то с гранатомётом, то с винтовкой, то с пистолетом, то с энергетическим мечом. Поэтому при удачном стечении обстоятельств лучше всего изо всех сил стараться выжить. Режим временный — он будет периодически появляться в шутере.
У масштабных сражений следующие уникальные режимы:
- «Резерв» — уникальный режим для больших карт. Суть следующая: на локацию привозят большое количество энергоблоков, их нужно дотащить до союзной базы и разместить в ячейках. Как только команда доносит пять, она получает очко, матч длится до трёх баллов. Из-за наличия техники и десятков противников матчи в этом моде получаются очень динамичными и разноплановыми.
- «Полный контроль» — на карте появляются три точки, которые одной или другой команде надо полностью захватить. Получив контроль над всеми тремя команда получает очков. Для победы надо либо получить три очка, либо иметь больше очков в момент окончания матча.
Да, к слову о технике — её в Halo Infinite предостаточно и на любой случай жизни, причём в разных модификациях. Культовый Warthog может появиться как без оружия, так и со знаменитым пулемётом или даже ракетной установкой! Также на выбор доступны тяжёлые танки, юркие «Банши» и даже авиация.
Ещё один важный аспект Halo вытекает из сюжетной кампании — это просторные уровни, чуть ли не полноценные песочницы. Разработчики активно подталкивают к экспериментам и креативному использованию доступных инструментов — захватить цель зачастую можно, скорее, хитрым планом, нежели удачной стрельбой.
Чем выделяется Halo Infinite
Да, сетевой режим Halo Infinite уже сейчас может оценить любой желающий. Его неожиданно выпустили в честь юбилея бренда серии и самого Xbox. Формально это всё ещё бета, но по факту это полноценный релиз — с боевым пропуском, магазином, всеми режимами и переносом прогресса после полноценного старта продаж.
Онлайновый режим играется бодро, под стать франшизе. Это всё ещё уникальный шутер, который нельзя с чем-то спутать — и Halo Infinite куда больше пытается воссоздать те ощущения от классических частей серии, когда начать играть можно просто. Нажал кнопку на Xbox или ПК, ты уже в игре — часами ничего настраивать не требуется, ты, главное, играй. Ещё новинка выделяется отполированностью, выверенностью и отличным балансом. Никакой «имбы» тут нет, на каждое действие и оружие найдётся своё противодействие.
Нам ещё предстоит пройти сюжетную кампанию Halo Infinite. Пока что мы можем лишь строить догадки о её масштабе и качестве, однако по первым впечатлениям там эталонная Halo — с полным понимание того, почему серию настолько полюбили поклонники франшизы.
Проверка временем
Выдержала ли Halo испытание временем? Безусловно. Это большая и мощная франшиза, каждую номерную часть которой встречали с дифирамбами критики и игроки.
Она пришла к этому по весьма извилистому пути, ведь в разное время серией занимались две разные студии. У истоков стояла Bungie, а затем дела перехватила 343 Industries. После десяти лет работы компания пришла к тому, что очень хорошо видно по Halo Infinite. В этом команде явно помогали поклонники, с которыми разработчики постоянно общаются.
343 Industries пришлось серьёзно постараться, чтобы добиться уважения среди сообщества — команда явно старается и любит Halo. Это особенно видно по Halo: The Master Chief Collection — сборник активно поддерживают уже более семи лет. За прошедшее время туда даже добавили ещё две игры — Halo 3: ODST и Halo Reach. Некоторым DLC даже достались бесплатно. Подобное отношение показывает, насколько разработчики дорожат серией и насколько она особенная. Другой такой попросту нет и не будет. Неудивительно, что настолько уникальные шутеры остаются востребованными даже спустя много лет.