Если провести анкетирование любителей покера и задать им вопрос: «Как вы пришли в покер?», мы услышим много слов об интересе к игре, желании стать свободным, об азарте, любви побеждать, стремлении достичь определенного материального уровня. Все это то, что мы думаем о себе, и эти на первый взгляд правильные фразы являются как бы обложкой для более глубинных причин, которые побудили людей заняться покером.
Как происходит, что люди, занимающиеся совершенно разными видами деятельности и имеющие абсолютно разные профессии в жизни, объединяются в одном занятии – покере? На этот вопрос может ответить уже известная вам по предыдущим номерам нашего журнала соционика – наука об информационном восприятии и взаимодействии между людьми.
Разговаривая с игроками, я заметил, что среди всего многообразия мотивов выделяются две основные группы. Такая тенденция происходит из разделения людей по профессиональным интересам, или «клубам». И эти две группы являются олицетворением двух соционических «профессиональных клубов».
Первой группе свойственен «исследовательский интерес»: они исследуют себя в покере, проверяют свои возможности, силы, отрабатывают различные модели и концепции игры. Вторая группа в покере ищет реализацию материального интереса и рассматривает его как в меру стабильный и подчиняющийся определенным законам и правилам источник благосостояния. Все остальные мотивы также представлены, но в меньшей степени.
Разумеется, я знал, почему так происходит, и хочу поделиться этим знанием с вами, уважаемые читатели. Однако для этого необходимо подробнее остановиться на том, чем отличаются друг от друга эти самые клубы. А вам я предлагаю определить, к какой группе смогли бы причислить себя вы.
Итак, первая группа — исследователи. В соционике исследователями называют логиков-интуитов. Они стремятся заниматься тем, что необычно, не изучено. Исследователям свойственно любопытство, желание раскрыть тайны происходящего вокруг и донести их понятным языком до окружающих. В покере они постоянно экспериментируют, не любят пользоваться только проверенными методами.
Поскольку их отличает житейская неприспособленность, настоящий исследователь может с упоением заниматься покером, забывая о еде и питье. Исследователи всегда демократичны, открыты. Они не уважают иерархию, регалии, авторитеты. Уровень интеллекта — вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку. Все это в полной мере предоставляет им покерная игра – там они могут показать себя с уникальной стороны, раскрыть свои таланты и умственные способности.
Вторая группа называется управленцы, или логики-сенсорики. Они ценят конкретику и расчет, проявляют в жизни организованность, реалистичность взглядов и поступков. Пустые фантазии и «прожектерство» управленцы без сожаления отметают. В покере стремятся фиксировать свои достижения, получая дополнительные выгоды — рейкбек и так далее.
Они не любят «умников», которые вместо того чтобы делать дело, рассуждают в духе «а если...». Настоящий управленец не возьмется за дело, если оно не гарантирует весомой отдачи. Более того, он постоянно сравнивает, что более выгодно, а что — менее. Увлекаются управленцы обычно тем, что предметно, физически ощутимо. Как правило, это техника, активный отдых, спорт. В покере ставят на проверенные (собой или другими) методы игры. У них всегда есть «домашние заготовки» для игры. В эмоции и отношения они не вникают. Даже такие статьи, как эта, вызывают у них недоверие – пока сами не прощупают, не убедятся.
Две другие группы представлены в покере слабее, в силу того что в жизни опираются больше не на формальности и нормативы, а на человеческие взаимоотношения. В покер эти люди попадают в поисках эмоций, общения с другими людьми.
Третья группа — гуманитарии, или этики-интуиты. Они отличаются особым душевным настроем, связанным с переживаниями о человеке в глобальном смысле. Им не свойственна житейская практичность, но гуманитарии обладают особым психологизмом и способностью сопереживать человеческому горю. Причем страдают гуманитарии не столько по поводу конкретного человека, сколько по поводу общечеловеческих проблем. Как правило, гуманитарии не обладают чувством коллективизма. Они предпочитают либо обособленное общение с кругом избранных, либо выступления перед большими группами людей.
Все они в той или иной степени пессимисты, хотя и пытаются заглушить в себе тревожные предчувствия. Они способны на «нелогичные поступки» в покере, им свойственен альтруизм, поэтому покером им заниматься не рекомендуется – в решающий момент сострадание к сопернику может возобладать.
Четвертая группа — социалы, или этики-сенсорики. Они в первую очередь выделяются тем, что отлично чувствуют повседневные нужды людей. Они по своей природе настроены на взаимодействие в группах, на удовлетворение текущих потребностей человека, например, в отдыхе, общении, семье. Их характерная черта — забота и опека. Покер для них — это общение, которое может принести заработок.
Обладая духом коллективизма, социалы быстро сходятся, создают «теплые» компании для приятного общения. Среди социалов идет интенсивный обмен житейской информацией, светскими новостями — общение вживую за покерным столом и на форумах.
Деловитость социалов ограничивается кругом родни и хороших друзей. Чувственное и конкретное для социалов выше абстрактного, идеалистического. Житейские радости и уютное обустройство в этом мире — вот те формы, в которые облекается их социальная активность. Могут проявлять себя в организации покерных турниров, а также выступать и в более значительных амплуа. Например, глава ФСПР Дмитрий Станиславович Лесной – один из представителей этого типа.
Вот вкратце и все. Конечно, зная свою принадлежность к той или иной группе, каждый из нас сможет применить это знание как в покере, так и в профессиональной жизни. Римский историк Тит Ливий один из своих манускриптов озаглавил «Не меняйся, только знай, кто Ты». И если кто-то из вас узнает себя в вышеописанных группах, надеюсь, более глубоко будет осознавать свои мотивы и цели в этой увлекательной игре – покер.
По материалам журнала Poker