Мы видим три основные задачи, которые игрок может решать, используя психологические умения и навыки. А именно:
– уточнение спектра рук оппонента,
— уточнение эмоционального состояния оппонента – чтение его сигналов,
— манипулирование оппонентом – посылка ему сигналов о своём эмоциональном состоянии.
СИГНАЛЫ
Если у некоего игрока имеется определённый нервный тик, скажем, у него постоянно дёргается левый глаз, то будет неразумным истолковывать этот факт как свидетельство того, что он блефует! Зато если вы заметите, что в процессе розыгрыша он вдруг совсем перестал моргать, то это с большой вероятностью является серьёзным сигналом.
В конечном счёте, решение всех трёх задач сводится к наблюдению и изучению сигналов телодвижений и речи — как оппонентов, так и ваших. Сигналы оппонентов учитываются при решении двух первых задач, ваши сигналы – при решении третьей задачи.
Опишем теорию сигналов. Расскажем о ней на основе накопленного игрового опыта, без использования научного аппарата. Иными словами, наши советы будут практическими.
Сигналами мы называем весь спектр отклонений в поведении игрока (да и вообще любого человека) от обычного или присущего именно ему.
Заметьте, что поведение обычное и поведение, присущее конкретному человеку, суть разные понятия. Например, если у некоего игрока имеется определённый нервный тик, скажем, у него постоянно дёргается левый глаз, то будет неразумным истолковывать этот факт как свидетельство того, что он блефует! Зато если вы заметите, что в процессе розыгрыша он вдруг совсем перестал моргать, то это с большой вероятностью является серьёзным сигналом, поскольку для этого человека такое поведение необычно. Сигналом чего?! Пока неизвестно. Это вам ещё придётся установить в процессе ваших с ним игровых сессий.
Какую информацию могут дать сигналы оппонентов? Важно понимать, что никакие сигналы не дадут вам возможности абсолютно точно определить руку оппонента, за исключением крайне редких случаев, которые запомнятся вам на всю жизнь и о которых много десятилетий спустя вы будете рассказывать зачарованным внукам, греясь у камина в своём роскошном доме, построенном на деньги, честно заработанные покером.
А в подавляющем большинстве случаев сигнал даёт вам информацию не о руке оппонента, а о том, как он относится к ситуации, сложившейся в розыгрыше – нравится ему его рука или нет, готов ли он идти с ней до конца или отступит на вашу атаку. Это очень ценная информация, но она не абсолютно точна.
Сигналы различаются по тому, что мы бы назвали степенью надёжности.
Во-первых, чем слабее и неопытнее игрок, тем выше степень доверия к замеченному от него сигналу. Именно игроки слабые и неопытные часто настолько увлечены перипетиями розыгрыша, что теряют контроль над своим поведением. В этой ситуации наше доверие к сигналу – высокое. Напротив, игрок опытный и искушённый, прекрасно владеющий собой в «горячке» боя, запросто может подать вам сигнал, который будет истолкован неверно, что приведёт вас к серьёзным ошибкам. Забегая вперёд, скажем, что это и есть третья задача – манипулирование оппонентом – о которой мы будем подробно говорить позже.
Во-вторых, степень доверия к сигналу тем выше, чем крупнее размер разыгрываемого банка. Пока банк не очень велик, отношение игроков к нему остаётся спокойным – рядовая ситуация, рядовой розыгрыш, которых у любого игрока происходят сотни за вечер. Чем крупнее становится размер банка, тем менее спокойными становятся игроки. Оно и понятно – от выигрыша крупного банка зависит судьба игровой сессии. Большинство игроков знает, что правильно играть, не обращая внимания на кратковременные результаты. Но одно дело – знать, и совсем другое – бороться за очень крупный банк, который образовался прямо сейчас, перед вами, когда вы не спокойно сидите дома, в кресле, с книгой в руках, а являетесь вероятным претендентом на выигрыш этого крупного банка. В какой-то момент наступает предел – банк становится настолько крупным, что игрок теряет контроль над собой и сигналы возникают в большом количестве, причём доверие к ним становится высоким.
Безусловно, и здесь надо быть аккуратным в своих наблюдениях и выводах. То, что представляется очень крупным банком для вас, может казаться мелочью вашему оппоненту, который играет очень лузово и, как следствие, даже за сегодняшний вечер уже поучаствовал с переменным успехом в десятке подобных банков.
Итак, сигналы различаются по степени надёжности, и игрок, пытающийся толковать сигналы, должен иметь это в виду и уметь определять эту степень. Как именно? Как и раньше, здесь нет никакого чуда – вам понадобятся опыт, наигрыш и наблюдательность.
Мы разделяем все сигналы на два типа – сигналы телодвижений и сигналы речи.
Несложно понять, что кроется за этой классификацией. Сигналы телодвижений – необычные движения тела, не свойственные данному человеку и потому бросающиеся в глаза. Сигналы речи – «язык мой, враг мой» — необычные и не свойственные данному человеку слова, выражения, высказывания, беседы, пение и т.п.
На стыке сигналов телодвижений и речи находится
если оппонент атакует вас на ривере и вдруг начинает смотреть на вас в упор, это мощный сигнал. Игроки неопытные склонны к этому сигналу с очень сильной рукой, игроки же опытные – наоборот – иногда делают так с пустой рукой в неосознанной надежде «задавить» вас взглядом
особый род сигналов – то, что мы бы назвали «лицедейством» — явно театральное, постановочное поведение оппонента, преследующее цель заставить нас задуматься над его причинами и сделать неверные выводы.
Сигналы телодвижений и их толкование
По большому счёту, таких сигналов бесконечное множество. Всё зависит от вашей способности к наблюдению за ними и от вашей работоспособности. Мы опишем наиболее яркие и общеизвестные типы сигналов телодвижений и раскроем своё мнение о них. Важно иметь в виду, что, вступая на зыбкую почву психологического знания, вы зачастую теряете чёткие ориентиры и должны полагаться на свою мудрость, особенно в деле толкования сигналов. Не факт, что один и тот же сигнал обозначает одинаковое состояние для двух разных людей. Более того, не факт, что один и тот же сигнал, замеченный за человеком сейчас и сутки до этого, обозначает одинаковое состояние. Ваши мудрость и интуиция должны постоянно проверять полученное знание, и как далеко вы пройдете по этому пути, в конечном счете, зависит только от вас. Дерзайте!
Сигналы глаз
Глаза обладают тем интересным свойством, что сами по себе являются сигналами. Мы не будем заниматься физиогномикой. Думаю, что и без специальных знаний понятны различные выражения глаз человеческих – тревога, страх, радость, скрытое ликование и много других эмоциональных оттенков, которые отражаются в глазах. Обладая такой ценной информацией о состоянии оппонента, вы можете принять гораздо более точные и математически выгодные решения.
Но будьте осторожны. Ещё раз напоминаем: сигналы, замеченные за человеком, должны толковаться с учётом его характера и состояния.
Например. Вы оказались в банке один на один с неопытной и очень волнующейся девушкой, которая совсем недавно играет в покер. На флопе она атакует полным банком. Ваша рука маргинальна. Вы уже готовы спасовать, но тут замечаете, что в глазах вашей визави отражён ужас! Вы делаете верное толкование, что девушка относится к ситуации крайне болезненно и неуверенно, поэтому решаете продолжить розыгрыш, например, рейзом. Так вот. Не удивляйтесь, если по вскрытии вы обнаружите, что у вашей очаровательной соперницы всю дорогу был на руках, скажем, старший сет! Да, вы верно истолковали выражение её глаз – она действительно была неуверенна и страшно переживала. Но не о том, что вы собираетесь вскрыть её блеф. Её переживания были гораздо более возвышенными. Скажем, такими: «Вот сейчас этот страшный человек переставит меня, а мне придётся идти с ним в олл-ин – у меня же абсолютный натс с флопа. Но потом выйдут терн и ривер, и этот противный человек обязательно перекупит меня. Потому что я страшно невезучая и такова уж моя судьба – меня все перекупают. Хоть бы он сейчас ушёл в пас, хоть бы он ушёл в пас, хоть бы…!» Именно эту горестную тираду вы верно прочли в глазах девушки. Но тем не менее сет по вскрытии она вам покажет! Берите на вооружение полученный опыт, точнее толкуйте женские сигналы!
Другой пример. Вы оказались в банке один на один с известным «маньяком» — игроком сверхлузовым и сверхагрессивным. По флопу у вас образовалась топ-пара, и вы обоснованно сыграли рейз на атаку оппонента. И тут он, недолго думая, играет ререйз и заходит в олл-ин. Вы размышляете над коллом и тут видите, что глаза «маньяка» светятся радостью и хищным нетерпением! Вы можете подумать, что как раз в этой раздаче он купил «монстра». И ошибётесь! Ситуация, может быть, гораздо более тривиальна. Например, ваш оппонент купил слабое дро, и его ход мыслей примерно таков: «Как же мне сегодня не везёт! Раз за разом я создаю гигантские банки, но у них всё время оказывается сильная рука, а я проигрываю. Но зато теперь это мой шанс! Он, наверное, заколлирует меня. Мне бы этого очень хотелось. Я чувствую, что моя чёрная полоса закончилась, мне не может не везти весь вечер. И поэтому сейчас я обязательно куплю свой стрит и буду отмщён за все мои сегодняшние расстройства!» Вот так. Радость такого оппонента может быть связана отнюдь не силой его руки, а с возможностью одним ударом решить судьбу сегодняшней игровой сессии. Когда толкуете сигналы, всегда учитывайте характер оппонента и его сиюминутное состояние.
Существует и такой сигнал. Как правило, игроки склонны в процессе розыгрыша не смотреть в глаза оппонентам, а концентрировать свой взгляд… очень важно заметить – где! Наблюдайте, куда смотрят оппоненты в процессе розыгрыша и замечайте моменты изменения этого направления.
Например, если оппонент атакует вас на ривере и вдруг начинает смотреть на вас в упор, это мощный сигнал. Игроки неопытные склонны к этому сигналу с очень сильной рукой, игроки же опытные – наоборот – иногда делают так с пустой рукой в неосознанной надежде «задавить» вас взглядом. Понаблюдайте за этим типом сигнала – нам он представляется доходным.
Ещё информация к размышлению. Делая ставку со слабой рукой, игроки нередко склонны концентрировать свой взгляд на борде, на общих открытых картах. Не вдаваясь в подробности причин этого факта, обращаем на него ваше внимание. И наоборот, обладая рукой сильной, игроки смотрят куда угодно, но только не на борд. Особенно сильными эти сигналы становятся в совокупности с другими, свидетельствующими о силе или слабости руки.
И ещё. Замечено следующее. Когда игрок блефует, то он не смотрит на уже имеющийся общий банк. И наоборот, если игрок собирается делать ставку с очень сильной рукой, то сначала внимательно смотрит на общий банк. Не исключено, что это связано с тем, что, обладая сильной рукой, игрок хочет лишний раз удостовериться, что он делает ставку солидного размера – и чтобы выиграть побольше в случае колла, и чтобы не переживать, если оппонент всё же заколлирует его. В случае блефа это не так принципиально. В том смысле, что если игрок сделает слишком маленькую ставку, то у него будет утешение того рода, что хоть его и заколлировали, но он дополнительно потерял только небольшую ставку.
СИГНАЛЫ РУК
Движения и положения рук – сигнал очень надёжный, отчасти потому что игроки, как правило, сосредотачиваются на том, чтобы не выдать себя глазами. Как следствие, контролю за руками подчас уделяется гораздо меньше внимания. А зря! Не всегда вы успеваете заглянуть в глаза оппоненту, а вот всякие движения рук видны хорошо, даже
Наиболее явный сигнал – это движение руки или рук к лицу и прикрытие ими рта или глаз. Общеизвестно, что такое движение преследует неосознанное желание скрыть некую ложь. Очень часто атакующая ставка оппонента, совмещённая с описанными движениями рук, свидетельствует именно о слабости оппонента в данном розыгрыше и о его неготовности продолжать борьбу в случае вашей встречной атаки.
боковым зрением.
Наиболее явный сигнал – это движение руки или рук к лицу и прикрытие ими рта или глаз. Из практической психологии общеизвестно, что такое движение преследует неосознанное желание скрыть некую ложь. И можем вам сказать, что, несмотря на тривиальность этого соображения, мы испытываем к нему высокое доверие. Очень часто атакующая ставка оппонента, совмещённая с описанными движениями рук, свидетельствует именно о слабости оппонента в данном розыгрыше и о его неготовности продолжать борьбу в случае вашей встречной атаки. Иногда игрок выдаёт себя с головой. Это случается, когда руки уже движутся к лицу, но на полдороге резко останавливаются и возвращаются в исходное положение, скажем, на столе. Так случается, когда игрок неожиданно осознал, что руки, движущиеся к лицу, это мощный выдающий сигнал, и он пытается спасти ситуацию, но только ещё больше выдаёт себя опытному наблюдателю, каким вы, возможно, через некоторое время станете.
У этого сигнала большое количество вариаций и разночтений. Например, вместо того чтобы закрывать рот, игрок может почёсывать шею или плечо. Наблюдайте за вашими оппонентами и составляйте банк данных на их сигналы.
Второй тип сигнала рук – это то, каким образом игрок ставит фишки в банк. Здесь вряд ли возможно воспользоваться какой-либо общеупотребительной таблицей сигналов – каждый случай индивидуален. Основная мысль такова. Фишки можно поставить банк очень разными способами. Их можно небрежно швырнуть, а можно аккуратно поставить. Можно поставить фишки одновременно, а можно высыпать из ладони. Можно поставить ставку, собранную из мелких фишек, а можно – из более крупных. Также надо обращать внимание на совокупность сигналов. Например, можно сделать ставку и при этом смотреть на фишки или, например, на дилера. Можно сделать ставку молча, а можно – озвучив её, притом разными способами, просто объявив «Банк» или озвучив конкретный размер ставки.
Если вы будете наблюдать за этими сигналами внимательно и в течение длительного времени, то сможете распознать характерные для каждого конкретного игрока типы его ставок, что даст вам ценнейшую дополнительную информацию о реальной силе его руки и его эмоциональном состоянии. «Игрок – это система, всегда открытая для наблюдения», — примерно так выразил эту мысль Дэн Харрингтон. В данном случае она прекрасно иллюстрирует описанную ситуацию.
Продолжение следует.