Джо Наварро проработал в Федеральном бюро расследований США 25 лет, последнюю часть которых он провёл, допрашивая подозреваемых преступников, шпионов и террористов. Работая в департаментах контрразведки и борьбы с терроризмом, Джо достиг мастерства в чтении «языка тела».
Когда я пришёл в покер в 2005 году, лучшей книгой о покерных теллсах была Book of Poker Tells Майка Каро, которую я всем рекомендую. Однако мне сразу бросилось в глаза, что там было только около 50 примеров, и, к моему удивлению, большинство из них относилось только к рукам и лицам, не рассматривая других частей тела.
В 2003 году Наварро ушёл в отставку и был нанят Энни Дьюк и Филом Хельмутом, желавшими научиться применять его навыки за покерным столом. За последние 10 лет Наварро работал со многими лучшими игроками в покер над умением расшифровывать сигналы невербального общения и написал две книги: «Read`Em and Reap» и «200 Poker Tells».
Джо дал интервью корреспонденту Pokernews, ответив на несколько вопросов о теллсах в покере.
— Какую должность вы занимали в ФБР и как это привело вас в покер?
— В ФБР я работал в первую очередь как агент. Мое задание было ловить шпионов – дело отдела национальной безопасности. В рамках этой программы у нас была группа из 6 агентов, вовлечённых в оценку поведения, и моей специальностью были язык тела и понимание человеческого поведения. Я занимался этим последние 13 лет моей карьеры и после выхода в отставку продолжил преподавать в ФБР. Энни Дьюк и Фил Хельмут узнали обо мне – хотя я и не был игроком в покер – и хотели, чтобы я поделился своими знаниями о языке тела.
— Какими были первые теллсы, которые вы заметили за покерным столом?
— Хороший вопрос. Помимо теллсов, связанных с фишками или картами, за столом я заметил тот же самый язык тела, с которым встречался, проводя допросы шпионов и террористов. Я заметил ту же уверенность в людях, указывающую на правдивость. Я наблюдал то же поведение, что и у шпионов, когда они что-то прятали или неохотно показывали. Доказано, что у нас один человеческий мозг и он имеет влияние на поведение, схожие типы поведения остаются такими же на протяжении всего дня.
— Какой совет вы дадите игроку без опыта живой игры, которому, например, только исполняется 21, или же если это американский игрок, который больше не может играть в Интернете?
— Во-первых, стоит поторопиться [смеётся]. Множество игроков в течение многих лет затратили кучу времени и денег, изучая язык тела и покерные теллсы, для того чтобы получить конкурентное преимущество над противниками. Во-вторых, никто на самом деле не знает, насколько теллсы важны в покере — это зависит от ситуации, игроков и их рук. Я могу сказать, что Дьюк, Хельмут, Грег Реймер и Антонио Эсфандиари – с этими людьми я работал – принимали важные решения, исходя из языка тела. Они могли распознавать его, потому что развили эту способность, и если бы они не знали, на что обращать внимание, то упускали бы возможность выигрывать те раздачи.
— Ти Джей Клотье сказал: «Я думал, что видел и слышал всё за свои 40 лет игры в покер, но когда я слушал выступление Джо о типах поведения в покере, я действительно делал заметки». У вас есть любимые теллсы на какого-нибудь про и что вы узнали, играя в покер сами?
— Когда я пришёл в покер в 2005 году, лучшей книгой о покерных теллсах была Book of Poker Tells Майка Каро, которую я всем рекомендую. Однако мне сразу бросилось в глаза, что там было только около 50 примеров, и, к моему удивлению, большинство из них относилось только к рукам и лицам, не рассматривая других частей тела. Шея, пальцы, торс, ступни не упоминались вовсе. Это произвело сильное впечатление на меня, и, написав Read`Em and Reap, мы увеличили число теллсов с 50 до 140.
Я был просто удивлён тем, что на протяжении долгих лет существования игры в покер никто не следил за другими частями тела в поисках информации. Так, люди вроде Клотье и Хельмута, которые были в моей первой учебной группе, были удивлены, узнав, что можно понять так много по одним лишь ступням. Они никогда не слышали о таком. Другой вещью, которую я узнал об игроках в покер, было то, что их готовности учиться нет конца. Это побудило меня выпустить в этом году вторую книгу, называющуюся 200 Poker Tells.
На занятиях, которые я проводил, рассказывал, что, как только вы просчитали математическую часть вопроса, определили, насколько вы впереди или позади, вам необходимо перестать думать об этом. Вот как действует метод: выберите человека, на которого вы хотели бы быть похожим поведением.
— Классический приём: взять напиток во время раздачи. Это знак силы или слабости?
— Сложно ответить на этот вопрос, потому что мне нужно смотреть на все вещи. Например, если игрок хватает свой стакан, чуть отсаживается от стола и кладёт руку на стул рядом с ним, то он как бы показывает, что пытается захватить больше пространства. Каждый раз, когда человек пытается занять как можно больше пространства, чем ему предписано, он очень силён. Когда мы слабы, мы требуем меньше пространства, так что, если игрок взял напиток и придвинулся к столу, я бы сказал, что у него, возможно, маргинальная рука.
— Очевидно, что блеф – важная часть игры в покер, но люди, как правило, нервничают, когда исполняют его. Что люди должны делать во время блефа, чтобы успокоить себя?
— На занятиях, которые я проводил, рассказывал, что, как только вы просчитали математическую часть вопроса, определили, насколько вы впереди или позади, вам необходимо перестать думать об этом. Вот как действует метод: выберите человека, на которого вы хотели бы быть похожим поведением. Вы хотели бы выглядеть так, как будто вы молитесь, или счастливым и легкомысленным? Что бы вы ни делали, подберите такое поведение, которое вы можете изобразить подобно актёру. Думайте о вашей актёрской игре, а не о раздаче. Это было эффективно для профессионалов, с которыми я работал, потому что они могли перестать думать о картах и начинали представлять себя похожими на Клинта Иствуда или какого-то другого актёра в конкретной сцене. Мозг не может сосредоточиться на более чем одном действии, так что концентрируйтесь на актёрской игре – это помогает.
— Использование в игре солнцезащитных очков всегда было больной темой. Как вы считаете, должны ли они использоваться? Дают ли они вообще какое-то преимущество?
— Ну, когда покер развивался, этих очков в игре не было. Я сам считаю, что они не должны использоваться, не считаю я и что люди должны одевать за столом кофты с капюшонами и подобные им вещи. Вы бы могли так же играть и в парандже [смеётся] – это меняет игру.
C другой стороны, за четыре года исследований я понял, что от солнцезащитных очков на самом деле ничего не зависит. Хельмут определил это для меня. Например, плохие игроки, обнаружив у себя действительно хорошую руку, высоко поднимут брови – как будто они говорят «привет» хорошему другу.
Раз в три месяца я собираюсь с друзьями в Тампе, штат Флорида, и играю. На всю ночь хватает $ 5 [смеётся]. Для большинства моих исследований я иду в казино, где слежу за 4 или 6 столами одновременно. Вот как я нахожу много интересного. Когда игра заканчивается, я подхожу к игрокам, чтобы поговорить с ними и узнать, был ли я прав.
Такой тип поведения называется «преодолевающим гравитацию». Солнцезащитные очки не укроют этого. Вы можете видеть изогнувшиеся в дугу брови и прищур, глядя на мышцы вокруг глаз. Хоть я и давно пользуюсь этим, с точки зрения самой игры все должны находиться в равных условиях.
— Как часто вам удаётся использовать опыт самому?
— Раз в три месяца я собираюсь с друзьями в Тампе, штат Флорида, и играю. На всю ночь хватает $ 5 [смеётся]. Для большинства моих исследований я иду в казино, где слежу за 4 или 6 столами одновременно. Вот как я нахожу много интересного. Когда игра заканчивается, я подхожу к игрокам, чтобы поговорить с ними и узнать, был ли я прав. Поначалу игроки не верили мне, но сейчас, когда я говорю им, кто я такой, они хотят поговорить, да ещё и ухитряются рассказать мне о своих бэд-битах [смеётся].
— Хотите что-нибудь ещё добавить?
— Помните, что всё тело постоянно передаёт информацию. Мы выражаем наши эмоции, показываем, что чувствуем в настоящий момент. В то время как существует такая вещь, как «покер фэйс», нет никакого «покер боди». Где-то на вашем теле, хорошая у вас рука или плохая, это будет видно.