Бросай, как Чемберлен. Андре Драммонд — редчайшая звезда НБА
Андрей Белик
Комментарии
Испытывавший огромные проблемы с координацией в детстве Андре Драммонд стал одним из лучших центровых НБА.

Поздним январским утром в Бостоне группа мужчин среднего возраста не может дождаться, пока баскетболисты «Детройта» покинут площадку. Им, вынужденным посторониться на время, требуемое для проведения клубом НБА тренировочного занятия, не терпится сменить костюмы и галстуки менеджеров среднего звена на шорты, кроссовки и наколенники.

На их глазах «Пистонс» завершили утреннюю бросковую тренировку накануне матча регулярного чемпионата с «Бостоном» — четвёртого для команды за невероятно сложные семь дней.

Изначально занятие должно было состояться в стенах «Ти Ди Гарден», домашней арены «Селтикс», но в последний момент бросковая тренировка — эта утренняя физзарядка баскетболистов-профессионалов — была перенесена в спортивный клуб Equinox, расположенный в здании элитного гостиничного комплекса Ritz-Carlton.

Equinox — одно из тех мест, что привлекают американцев статусом. Под звуки клубной музыки состоятельные дамы совершают пробежку по легкоатлетическим дорожкам, чтобы затем пообедать в ресторане Blu или посетить трендовый салон Марка Харриса. И это только на одном этаже. Расположенный в фешенебельном районе Бостона, Ritz-Carlton символизирует собой всё, чего нет в центровом «Детройта» Андре Драммонде — пафос, вычурность и стремление выделиться из повседневно окружающей толпы.

Драммонд, если можно так выразиться, представляет собой маменькиного сыночка, без стеснений надевающего носки с пингвинами. Беседу ведёт тихо и вдумчиво. Андре очень молод и впечатлителен — 23 ему исполнится только в августе, даром что «большой» проводит в сильнейшей лиге планеты четвёртый полноценный сезон.

Журналисты не дают центровому прохода после бросковой тренировки. Ради встречи с ним в Ritz-Carlton приехала съёмочная группа базирующего в Коннектикуте подразделения телеканала NBC, чтобы задать экс-звезде студенческой команды местного университета несколько вопросов о возвращении в Новую Англию. Драммонд выполняет собственные обязательства перед прессой и неспешно пересекает баскетбольную площадку, воспользовавшись паузой в матче аматоров.

Ни один из них, похоже, не обращает внимания на лучшего подбирающего игрока ассоциации, экипированного в спортивный костюм с эмблемой «Пистонс». Им нет дела до парня, который трижды за один только декабрь преодолевал отметку в 20 подборов в матчах «регулярки», чтобы спустя некоторое время стать участником конкурса по броскам сверху в рамках Звёздного уик-энда и самым молодым исполнителем в составе сборных Запада и Востока, собиравшихся в середине февраля в Торонто. И уж тем более никому неинтересно, что размер кроссовок Драммонда — рекордный в НБА за последние девять лет.

Те немногие, кто знает о присутствии Драммонда в зале — в основном репортёры и обслуживающий персонал коллектива из Мичигана, — едва скрывают удивление. Неужели никто из рядовых посетителей Equinox не обнаружит в двух шагах от собственной персоны баскетболиста, совершающего в среднем более 14 подборов за игру в регулярном чемпионате НБА? Эта отметка ранее покорялась всего десяти исполнителям в возрасте не старше 22 лет, и абсолютное большинство из них впоследствии было включено в Зал славы.

И только когда Андре приближается к выходу из зала, его узнают и звучат первые приветственные реплики. Молодой парень, едва ли старше 20, прерывает тренировку, чтобы пожелать центровому удачи в предстоящем поединке.

Ещё не вечный двигатель

Текущий сезон — второй для Стэна ван Ганди в «Детройте», где он совмещает должности главного тренера и президента по баскетбольным операциям.

На второй год работы с «Орландо» ван Ганди вывел коллектив из Флориды в финальную серию плей-офф НБА, а его стартовый центровой Дуайт Ховард, проводивший однозначно лучший отрезок в профессиональной карьере, лидировал в ассоциации по подборам, устанавливал личный рекорд по количеству блок-шотов и завоевал первый приз лучшему оборонительному игроку лиги. Но Драммонд любые сравнения с «Мэджик» отметает сразу.

«Нет, — говорит Андре еще до того, как журналист успевает закончить вопрос. — Это совсем другая команда, а баскетбол находится на принципиально иной стадии развития».

Но игнорировать «эффект ван Ганди» нельзя ни в коем случае. За год до того, как он принял «Орландо», команда занимала 27-е место в НБА по количеству точных трёхочковых бросков. Со Стэном на тренерском мостике в «регулярке»-2007/08 она уже лидировала в чемпионате в данной статистической категории. Схожее преображение ожидало и «Пистонс»: с 27-й строчки рейтинга эффективности атак с периметра в дебютной кампании под руководством опытнейшего специалиста они поднялись сразу в первую десятку.

«Стэн усвоил уроки великого Пэта Райли, — считает ассистент главного тренера „Детройта“ Тим Хардуэй-старший. — В бытность наставником Райли работал с плеядой выдающихся центровых, включая Карима Абдул-Джаббара, Патрика Юинга и Алонзо Морнинга. Ван Ганди сформировал схожую культуру в „Орландо“ и добивается того же в Мичигане».

Ему вторит Драммонд: «Тренер проделал отличную работу на рынке свободных агентов и обменов, пригласил в команду баскетболистов, растягивающих оборону соперников по периметру и тем самым освобождающих мне пространство в трёхсекундной зоне».

Ван Ганди, например, стал инициатором обмена с «Оклахома-Сити», в результате которого в Детройте приземлился плеймейкер Реджи Джексон, и санкционировал подписание контракта с Энтони Толливером. Каждый из них реализовал более 70 трёхочковых бросков к перерыву на Матч звёзд,

Ховард не стесняется признавать, что именно ван Ганди сделал из него звезду. В любой ситуации Стэн остаётся верен своей манере поведения и прививает подопечным ответственность за малейший просчёт или любое неверное действие на площадке. Это поможет Андре стать более сильным центровым

во время которого «Пистонс» выменяли у «Мэджик» форварда Тобиаса Харриса.

Разумеется, одно его присутствие на площадке упростит Андре существование во вражеской трёхсекундной зоне. Харрис, способный стать ведущей атакующей опцией «Детройта», не позволит обороняющейся стороне столь активно сдваиваться на таранном центровом, как это происходило в первой половине сезона.

«Ховард не стесняется признавать, что именно ван Ганди сделал из него звезду, — рассказывает один из бывших сотрудников „Пистонс“, по сей день пребывающий в тесном контакте с многими баскетболистами и функционерами. — В любой ситуации Стэн остается верен своей манере поведения и прививает подопечным ответственность за малейший просчёт или любое неверное действие на площадке. Это поможет Андре стать более сильным центровым. Парень, кстати, уважает наставника за былые достижения, и в первую очередь за прогресс Дуайта».

К паузе, вызванной проведением Звёздного уик-энда, Драммонд подошёл с рекордным показателем — 33,7 минуты игрового времени, а коэффициент его использования в нападении вырос с 16,7 до появления ван Ганди в «Пистонс» до 24,6. В минувшем регулярном чемпионате, дебютном для Стэна в команде, этот показатель составил 22,0 балла.

Хардуэй признает, что «большой» не гнушается проделывать колоссальный объём работы на тренировках и чётко выполняет все указания штаба команды — например, учится забивать полукрюком как правой, так и левой рукой.

Но в отдельных поединках его влияние на результат команды остаётся минимальным.

«Андре должен понять, и мы постоянно проводим с ним беседы на эту тему, что он станет доминирующей силой в НБА, только когда будет привносить в игру команды свою энергию, независимо от того успешно или не очень складывается для „Детройта“ начало встречи и сколь много передач он получает в непосредственной близости от кольца. Если Драммонд сможет демонстрировать свои лучшие качества на площадке не от случая к случаю, а каждый божий день, он станет великим игроком», — считает ван Ганди.

Срастись с собственным телом

«Часто говорю Андре, что он очень похож на меня. Он любит радовать окружающих», — рассказывает мать баскетболиста Кристин Кэмерон.

Уроженец Бронкса, Драммонд в семилетнем возрасте переехал в небольшой городок Миддлтаун, что в штате Коннектикут, в 20 милях езды от Хартфорда. Там будущий центровой подружился с двоюродными братьями, которые помогли ему не заскучать в провинции, и терпеть не мог возвращаться в Нью-Йорк. Сейчас подобные проблемы его не беспокоят.

Кэмерон называет смену места жительства лучшим решением в жизни. Её сын не был обделён вниманием учителей в небольших классах, регулярно играл в баскетбол на улицах и получал поддержку от членов семьи.

На площадке Андре, впрочем, приживался медленно. В младших классах он довольствовался ролью резервиста в школьной команде и практически не получал игрового времени, испытывая колоссальные проблемы с координацией движений.

«Андре безгранично любил баскетбол, но не был достаточно хорош. Он оказывался в горизонтальном положении на паркете после любого рода силовой борьбы, и я шутила, что, если бросить в него мяч, они разлетятся в разные стороны. Когда тренер выпускал его на площадку, родители других ребят, сидевшие на трибунах, выказывали недовольство этим решением и требовали, чтобы Драммонда спрятали на скамейке запасных, и желательно надолго», — добавляет мать баскетболиста.

Критики умолкли, только когда центровой впервые забил сверху. Это знаменательное событие произошло, когда мальчику было 12. В свой первый год обучения в подготовительной школе «Кэпитал Преп», что в Хартфорде, Андре получил первое письмо из колледжа с приглашением на просмотр, которое не помещалось в почтовом ящике дома, где проживала мать.

Каждая уважающая себя программа в США следила за прогрессом Драммонда. Он стал вторым рекрутом в стране после Энтони Дэвиса, получив предложения от «Кентукки», «Луисвилля», «Джорджтауна» и «Коннектикута».

За год до выпуска перспективный «большой» был переведён в школу «Сент Томас Мор», где составил убойную связку с защитником Дэмионом Ли. Смена места учебы была санкционирована местной баскетбольной программой, чтобы у Андре появилась возможность играть на более высоком уровне.

Рука помощи

«Когда мать Андре рассматривала различные подготовительные школы, она обратилась к нам, получив от кого-то из местных жителей заинтриговавшую ее рекомендацию. Дисциплина, организация учебного процесса и семейная атмосфера „Сент Томас Мор“, наверное, показались ей наилучшим выбором, который оказал самое прямое влияние на будущее игрока», — считает Джере Куинн, тренирующий школьную баскетбольную команду уже 38-й год.

В «Сент Томас Мор» традиционно делали ставку на старших ребят, предоставляя им игровую практику в первый год после выпуска, если им не удавалось устроиться в приличный колледж. Куинн сразу же предупредил Драммонда, что тот не будет проводить на площадке больше 16 минут в первый учебный год, чтобы не усугубить последствия стрессового перелома стопы.

На второй сезон мало что изменилось — Андре получал в среднем 24 минуты за игру, что, впрочем, не помешало ему удостоиться награды лучшему баскетболисту Коннектикута в своей возрастной группе и звания самого ценного игрока команды в 2011-м, когда «Сент Томас Мор» выиграл национальный чемпионат среди подготовительных школ.

К тому моменту принадлежность парня к числу восходящих звёзд американского баскетбола уже не подвергалась сомнениям. Куинн активно применял зонный прессинг «1-2-2», на вершине которого располагался именно Андре. Его невероятный размах рук позволял перехватывать мяч после передач из-за боковой линии, колотить сверху и играть за получение в концовках.

Лучшие качества Драммонда, впрочем, проявлялись за пределами площадки: по словам Куинна, ранее ему не встречались «большие» с не по годам развитым чувством ответственности.

Самое лучшее в персоне Андре заключалось в том, что в общении с другими учениками в нём ничто не выдавало баскетболиста, кроме роста, естественно. Он завёл массу друзей среди иностранных школьников, которые обычно держались обособленно, оставаясь при этом душой команды и компании сверстников

Парень был старостой школьного общежития и ассистентом тренера одной из детских команд города.

Спустя несколько лет, уже являясь игроком «Детройта», Андре предложил выбранному клубом в первом раунде драфта 19-летнему форварду Стэнли Джонсону пожить у себя некоторое время после ярмарки талантов.

«Самое лучшее в персоне Андре заключалось в том, что в общении с другими учениками в нём ничто не выдавало баскетболиста, кроме роста, естественно. Он завёл массу друзей среди иностранных школьников, которые обычно держались обособленно, оставаясь при этом душой команды и компании сверстников. Он настолько легко находил общий язык со всеми, что мог проводить время буквально в любом окружении и чувствовал себя очень комфортно», — утверждает Куинн.

К сожалению, это также значило, что каждый первый приятель Драммонда пытался давать ему рекомендации и советы.

«Однажды я увидел, как перед тренировкой он как-то странно исполняет штрафные броски, и, естественно, поинтересовался, чем Андре занимается и по какой причине. Оказывается, кто-то попытался помочь ему избавиться от проблем на линии. Я говорю: „Слушай, я ведь работаю над вашим броском — преподаю теорию, помогаю на практике. Я достаточно компетентен в данном вопросе“. Когда увидел, что парень колеблется, поделился с ним одной очень простой мыслью: „Тебе придётся сделать выбор между моим мнением и мнением другого человека, который пытается помочь тебе советом. Ты не можешь прислушиваться ко всем одновременно — только к одному из нас“. К сожалению, я проиграл», — заключил тренер.

Кошмар на линии штрафных

По окончании школы Драммонд, поддавшись на уговоры матери, сделал выбор в пользу поступления в колледж, вместо того чтобы отыграть на уже покорённом уровне еще один год. Естественно, выбор он сделал в пользу расположенного неподалеку «Коннектикута».

«Хаскиз» накануне выиграли национальный студенческий чемпионат, а легендарный тренер Джим Кэлхун проводил последний сезон в карьере. Но и он, повидавший в жизни буквально всё, был шокирован эффективностью Андре при исполнении штрафных: в дебютном (как оказалось, единственном) чемпионате NCAA он отправил в цель только 26 попыток из 88, что, впрочем, не помешало «Детройту» выбрать парня под общим девятым номером драфта-2012.

На профессиональном уровне проблемы Драммонда при исполнении штрафных никуда не делись — в карьере он реализовал всего 38% вроде бы самых простых в современном баскетболе бросков. В январе «большой» превзошёл самое невероятное из всех достижений Уилта Чемберлена, смазав с линии 23 раза в поединке с «Хьюстоном». Представьте на секунду, что Стивен Карри допустил всего 24 промаха за всю первую половину текущего регулярного чемпионата.

Беспомощность Драммонда на линии штрафных придала разговорам о запрете тактики умышленного фола едва ли не общегосударственную важность и чётко дала понять: Андре, помогающий всем и каждому за пределами площадки, столкнулся со своим страхом лицом к лицу, оставшись в гордом одиночестве.

Бесконечный процесс

К моменту стартового вбрасывания трибуны «Ти Ди Гардена» заполнены так, что яблоку упасть некуда. «Селтикс», превосходящие даже самые смелые ожидания в нынешней кампании, подходили к домашней встрече с коллективом из Мичигана с третьим худшим показателем в лиге по количеству подборов, собранных соперниками, и седьмым с конца — по проценту реализации оппонентами бросков из собственной трёхсекундной зоны. Драммонд же по их числу на тот момент лидировал во всей НБА.

К большому перерыву в активе центрового, впрочем, значились всего два очка и два подбора при трех персональных замечаниях, и значительную часть первой половины он провёл на скамейке запасных, отыграв всего девять секунд во второй четверти. Он вышел на площадку, моментально сфолил на Джареде Саллинджере, и был сразу же заменен.

Но в заключительной четверти Драммонда неожиданно прорвало. За отрезок продолжительностью едва ли более трёх минут он демонстрирует весь свой атакующий потенциал. Создает возможность для броска из-под кольца после серии ударов мячом о паркет, забивает с пары метров после разворота в лицевую… Словом, это были три минуты того самого всплеска энергии, который ван Ганди требует от подопечного в каждом матче.

Стараниями Андре счёт на табло сравнялся впервые с дебютных мгновений встречи. А за шесть с половиной минут до финальной сирены Стэн снимает «большого» с игры в пользу Аарона Бэйнса. Наш герой в игру больше не возвращается, чтобы, по словам наставника, избежать серии умышленных нарушений правил и парада промахов с линии штрафных.

Портрет Драммонда как суперзвезды НБА остаётся незавершённым. Видеоролики с президентом США Бараком Обамой, данк-контест, где помощь парню оказывал легендарный Стив Нэш, и многое другое — это лишь фон.

«Его развитие — процесс, требующий времени», — утверждает ван Ганди.

И если этот процесс будет идти по плану специалиста, спустя несколько лет Андре будет с грустью вспоминать времена, когда он мог незамеченным пересечь холл гостиницы в одном из самых баскетбольных городов Америки.

Комментарии