Стартовавшее на неделе «Мартовское безумие» лишний раз напомнило, что в этом году исполняется 10 лет с момента введения в НБА минимального ограничения по возрасту для участия игроков в драфте. Однако праздновать эту годовщину никто не собирается, поскольку данный лимит мало кому нравится. Возрастной минимум является идеальной иллюстрацией к американской поговорке, гласящей, что переговоры успешно завершаются в тот момент, когда их результат одинаково не устраивает все стороны.
В данный момент НБА хочет увеличить входной порог до 20 лет вместо 19, профсоюз настаивает на его отмене, а университеты требуют и вовсе не пускать молодёжь на «ярмарки талантов» до достижения 21-22 лет. Болельщики же серьёзно невзлюбили лимит с самого начала. Введённое с драфта 2006 года правило не положило конец бесконечным спорам о том, могут ли юные баскетболисты успешно адаптироваться в лиге. И накануне предстоящих переговоров о новом коллективном соглашении этот вопрос вновь оказывается в центре внимания.
Школьники в НБА начали появляться ещё в 70-х годах прошлого века. И среди них были такие известные впоследствии персонажи, как Мозес Мэлоун и Дэррил Доукинс. Однако массовым подобное явление стало после триумфального пришествия Кевина Гарнетта и Коби Брайанта. Но и грандиозных провалов в этих рядах было немало. Далеко не все сейчас вспомнят имена экс-игрока «Автодора», «Евраза» и «Локомотива» Корлеоне Янга или Ленни Кука, а ведь в своё время они были нарасхват перед драфтом.
Вообще не заигравший на высоком уровне атакующий защитник Кук теперь может лишь вспоминать, как в 2000 году на пике своей популярности в возрасте 18 лет предложил Коби Брайанту сыграть один на один и услышал в ответ: «Когда попадёшь в НБА, я покажу тебе твоё место всеми возможными способами». Правда, позднее Коби всё-таки приехал на один из школьных турниров, чтобы посмотреть на Ленни в деле. Но уже через 15 минут Брайант ушёл из зала, бросив на прощание тренеру Кука: «Парень не готов сражаться со мной. Увидимся позже».
Тем не менее в целом не оправдавшие надежд юные таланты составляют лишь часть от решивших попробовать себя в НБА сразу после школы баскетболистов. Лучшие же из них стали суперзвёздами с длинными и впечатляющими карьерами. Хотя и у них инфантильность иногда давала о себе знать в самые неподходящие моменты. Так, в 1997 году 21-летний Гарнетт едва не упустил возможности подписать сумасшедший по тем временам шестилетний контракт на $ 126 млн из-за Джанет Джексон. Когда агент Кевина Эрик Флейшер за считанные часы до крайнего срока прибыл с щедрым предложением владельца «Миннесоты» Глена Тэйлора, форвард попросил подождать, пока он дослушает новый альбом поп-дивы. И только после того, как Флейшер несколько раз повторил, что время на исходе, Гарнетт с явным неудовольствием оторвался от наушников, чтобы поставить свою подпись.
Создание возрастного минимума было очередным исключительно бизнес-решением тогдашнего комиссионера лиги Дэвида Стерна.
Не покидает ощущение, что создание возрастного минимума было очередным исключительно бизнес-решением тогдашнего комиссионера Дэвида Стерна. Да он и сам не скрывал, что, принимая его, совершенно не заботился об интересах университетов. Он лишь хотел, чтобы скауты лиги перестали пропадать в школьных залах, а организации не выбирали на драфтах под высокими номерами игроков, которым требовалось ещё как минимум два-три года, чтобы дозреть до уровня НБА.
Подобные шаги отнюдь не редкость для лиги. Немало правил, касающихся зарплат и обменов, в первую очередь защищают команды от собственных авантюрных ходов. Так, правило Степьена, запрещающее обменивать все выборы двух драфтов подряд, появилось после того, как в прошлом некоторые генменджеры оставили свои детища у разбитого корыта без малейших перспектив, обменяв все пики на несколько лет вперёд. Ограничение размеров зарплат существует потому, что иначе Джо Джонсон заработал бы за текущий сезон и больше $ 24 млн. А налог на роскошь призван одёргивать внутреннего Прохорова в каждом из владельцев. Да собственно и сама процедура драфта направлена на поддержание на плаву неудачников.
Исходя из этого, мотивы Стерна кажутся вполне обоснованными. Ведь немало пришедших в ассоциацию из школ баскетболистов смогли выйти на действительно высокий уровень только через несколько лет в лиге, как это произошло с Трэйси Макгрэди, Джермейном О'Нилом и Рашардом Льюисом, а команда НБА, вообще говоря, не лучшее место для дозревания и развития. В напряжённом графике регулярного чемпионата часто не остаётся времени на полноценные тренировки, которые очень нужны юным игрокам для прогресса. «Мусорное» время и ограниченные функции на площадке при миллионных зарплатах едва ли способствуют профессиональному росту молодёжи.
В университетах атмосфера для этого намного благоприятнее. Там юные таланты регулярно тренируются, много играют и противостоят своим сверстникам, а не матёрым мужикам. Нельзя забывать, что молодые люди имеют при этом и возможность получать образование. Единственный, но очень серьёзный недостаток заключается в том, что играть им приходится бесплатно. Хотя именно они привлекают в спортивные департаменты вузов и высший дивизион студенческого чемпионата миллионы, но взамен получают лишь право бесплатно учиться и некоторые безналичные бонусы.
Команда НБА, вообще говоря, не лучшее место для дозревания и развития юных игроков.
Позиция НБА в этом вопросе очень проста: это не наши проблемы. Лига заинтересована в том, чтобы подпитываться качественными и готовыми играть баскетболистами. И с такой точки зрения возрастной лимит кажется вполне логичным.
Но ассоциации всё же стоит обратить внимание на этот вопрос. Стерн настаивает, что ввод ограничения был исключительно бизнес-решением. Однако у ситуации есть и социальный аспект. Возможно, возрастной лимит стоит рассмотреть не только с точки зрения выгоды, но и с учётом корпоративной ответственности перед следующими поколениями игроков.
Даже если закрыть глаза на проблемы тренеров вузов, которые каждый год лишаются прежних лидеров и получают новых, то ради чего Кевин Дюрант провёл год в университете Техаса, или Майкл Бизли — в Канзас Стейт, или Эндрю Уиггинс и Джоэл Эмбид — в Канзасе? Последний из них наглядно продемонстрировал свою зрелость, когда, будучи травмированным, провёл лето своего драфта в доме агента Арна Теллема. За это время Эмбид научился заказывать еду в Интернете, после чего устроил весёлую жизнь своим хозяевам. Супруги Теллем по вечерам были вынуждены каждые 15 минут открывать дверь очередному курьеру. Всё дело в том, что Джоэл не мудрствуя лукаво заказывал понравившийся салат в одном ресторане, стейк – в другом, напитки – в третьем, а потом ждал, когда ему доставят ужин в полном составе.
НБА хочет видеть возрастной минимум своим успешным бизнес-ходом. Но множество примеров говорят о том, что его результаты вовсе не однозначны. Лига делает вид, что не замечает социальных последствий своего решения. Но даже с этой точки зрения нельзя однозначно утверждать, что ассоциация преуспела в пополнении команд зрелыми игроками и создании здоровой баскетбольной экосистемы. Тогда зачем это нужно?