Кризис 15-й минуты. Почему Evil Geniuses провалилась на TI7
Яна Медведева
Комментарии
Evil Geniuses претендовала если не на чемпионство, то на призовое место главного турнира года. Но сама себя загнала на 9-12-ю строчку.

Каждый The International — это не только радость за победителей, но и чувство разочарования от выступления проигравших. Особенно когда на последних строчках турнирной таблицы оказываются фавориты целого сезона. Evil Geniuses в течение года показывала отличную игру, занимала лидирующие позиции во всех рейтингах, но в плей-офф The International 7 не выиграла ни одной карты. Разбираемся, что не так сделали «злые гении» и так ли критичны их проблемы.

Cr1tический перелом

15 сентября 2016 года Evil Geniuses с традиционными мемами и анонсами анонсов представила новый состав по Dota 2. Из цветастой коробочки снова выпрыгнул Arteezy, а PPD на позиции саппорта заменил Cr1t. Казалось бы, для EG в общей сложности поменялся разве что игрок поддержки, но на деле изменилось всё.

В первую очередь команда сменила подход к драфту и формированию стратегий, об этом не раз говорили сами игроки. EG при PPD использовали «околодиктаторский» подход: PPD генерировал идеи, шлифовал их при помощи своих партнёров, а если идея не срабатывала, шёл и придумывал новую. В обновлённом составе не оказалось чёткого авторитета и мозгового центра. Здесь всё делают сообща, придумывают сообща и ответственность за неудачи делят поровну. Так никто не зазнается в случае победы и не получает на орехи из-за поражений. Больше никаких «мне не нравится, что пикает наш капитан, я ухожу в Team Secret». Идеальная система, когда в команде собрались способные игроки со своим взглядом на мету.

Впрочем, в бочке мёда и дружелюбия оказались две ложки дёгтя. Во-первых, то, что бросилось в глаза сразу всем, включая самих игроков EG. У них есть два саппорта 4-й позиции. Причём это абсолютно разные игроки поддержки: Cr1t сделал себе имя как отличный «роумер», а Zai — «фармила» и инициатор, который скорее второй оффлейнер в составе, чем настоящий саппорт. В течение года они старались найти баланс, менялись ролями и героями и даже позвали SVG, чтобы тот помог определиться, кто будет покупать варды. По-настоящему успешным для пары саппортов можно назвать только самый первый MDL и The Manila Masters, когда Zai и Cr1t действительно выглядели не как два бесполезных героя на карте.

Но страшнее оказались не эти технические проблемы. EG ещё со второго турнира настигла проблема, которую Fear лаконично назвал «кризисом 15-й минуты». В команде, где ответственность разделена поровну, не нашлось того, кто будет отвечать за середину игры. Примерно до 15-й минуты саппорты своими перемещениями по карте определяли темп игры. В основном эту часть EG выигрывали с хорошим преимуществом. Примерно после 35-й минуты к процессу координации активно подключается керри — все знают, как сложно играть против EG в поздней стадии. Но между этими временными отрезками у команды случался провал. Тогда проигрывалось всё преимущество, отдавались важные Рошаны или команда просто переставала что-либо делать, уходя в глубокий фарм своего леса. В такие моменты чувствовалось отсутствие настоящего капитана. Дружба дружбой, а кто-то должен был сказать всем, что делать и куда идти.

История повторялась от чемпионата к чемпионату без изменений. Уровень личного мастерства не позволял команде падать слишком низко в турнирных таблицах, а проблемы удавалось «перетерпеть». Но The International — это не тот турнир, на который команда-фаворит приедет, не попытавшись залатать явные дыры.

Что случилось на TI7?

Как и любая другая команда, EG осмыслила мету и выделила для себя сильных героев. Как сказал Артур «Arteezy» Бабаев, одним из сильнейших героев этого патча они посчитали Mirana, причём на любой позиции. Добавьте к этому бесконечную любовь к Puck, Earthshaker и возвращение Lycan — и получите рецепт, по которому «злые гении» решили приготовить свою победу на TI7. Они сосредоточились на том, чтобы взять любимых героев и связки независимо от позиции, но тем самым загнали себя в угол. Даже если соперники не знали, на какой роли будет играть персонаж, они были готовы к его появлению в драфте.

На бумаге план был неплох и закрывал обе проблемные дыры в игре EG. Команда склонилась в расстановке 2-1-2, периодически смещая одного саппорта в мид. Так они попробовали избежать «потерянности» одного из игроков на карте. Во-вторых, они начали играть очень быстро, загоняя «триплу» соперников в угол и снося первые вышки уже на 7-8-й минуте, а иногда и раньше. В таком темпе команда не должна была столкнуться с «кризисом 15-й минуты», ведь стратегия не позволяет тебе останавливаться.

Только у этого подхода был один большой минус — он не допускал даже мысли об ошибке в исполнении. Показательной в этом плане можно назвать игру против Newbee. EG давят сносят вышки, подходят к «хайграунду» — счётчик показывает около 6 тысяч преимущества по золоту на проклятой 15-й минуте. В этот момент команда решает подраться, стрела Mirana не попадает в цель под сон Naga Siren — драка проиграна, а вместе с ней и вся карта.

Планом B были стратегии, рассчитанные на массовые драки под большие ультимейты вроде Enigma и EarthShaker. Но минус у них был тот же: одна личная ошибка любого игрока — и всё шло крахом. Помните одно неактивированное BKB от Universe, которое проиграло EG карту с 10k преимущества по золоту?

The International для EG проиграли в первую очередь не плохие драфты или узкий пул героев. Они проиграли из-за излишней уверенности в своих силах. Когда не даёшь себе пространства для ошибки — ты обязательно ошибёшься. Таков закон этого The International.

«В своей карьере я сделал одну ошибку»

Когда в марте 2016 года Evil Geniuses постиг очередной уход Arteezy в Team Secret, PPD разболтался со своими подписчиками на стриме. Он говорил, что думал о замене Sumail на другого мидера (Resolution, если кому интересно). Но передумал. Он проанализировал игру того состава EG и сказал:

«Я сделал самую большую ошибку в своей карьере. Я забыл, что играю в одной команде с лучшим мидером в мире. Мы стали играть на Arteezy, не используя сильных сторон Sumail, потому он казался слабым игроком. Проблема никогда не была в нём, проблема всегда была во мне».

Cr1t и все EG допустили ту же ошибку, но на этот раз с двумя ключевыми игроками своей команды.

Во-первых, это снова Sumail. Если вы присмотритесь к его статистике на любом другом турнире — он всегда в лидерах по количеству использованных героев, один за всех тащит командный GPM и убивает чаще многих. На TI он оказался в середине таблицы по большинству показателей даже на групповой стадии. Это если не упоминать ограниченного пула героев у всей команды. Выбранная стратегия загнала его в некомфортные рамки, где нет «фарма», убийств в соло и невероятных взлётов, благодаря которым он стал знаменит. Он пытался устраивать рейды в чужой лес на Mirana. Но заканчивалось это плачевно, это тебе не Storm Spirit.

Второй жертвой неожиданно стал Universe. Если сравнить многих лучший оффлейнеров мира, то Саахил среди них окажется самым большим любителем фарма. EG привычно отдавали ему часть пространства в лесу и не беспокоили, пока он не будет готов. Вторая его сильная сторона — это почти идеальная инициация. Эти два показателя в сумме давали лучшего оффлейнера мира. И проявить их на TI он смог только играя на Enigma. Mirana, Nature's Prophet и Enchantress — это не те герои, на которых уверенный и спокойный Universe может контролировать ход игры.

В выбранных быстрых стратегиях и «идеальных» героях EG прикрыла свои старые проблемы, но обнажили новые. Игроки, пусть они и чемпионы The International, не смогли так быстро перестроиться в привычный темп и стиль. Оттуда и ошибки, которых допускать нельзя.

Почему виноват не Cr1t?

Потому что решения о стратегиях принимал не лично он. Это идея всей команды, которая решила таким образом избегать насущных проблем. Вряд ли он мог бы взять Phantom Lancer после Earthshaker, если бы на это не согласился сам Arteezy. Это год назад в EG парня с короной на аватарке можно было обвинить во всех косяках драфта. Cr1t не виноват, что он не был и, наверное, никогда не станет саппортом-пятеркой с вардом и сапогом на 30-й минуте. Это вообще редкое искусство, доступное немногим.

Ему ещё очень долго будут припоминать игру на Winter Wyvern, и поделом. Но даже в тех играх ошибался не только он. В пик этого героя верила вся команда. И каждый из них сейчас немножко истерично хихикает, когда речь заходит о злополучном ледяном драконе. Ведь во время обсуждения драфта всё было так гладко…

«Играть с Winter Wyvern — это как играть с Bulba. На бумаге всё идеально. А начнёшь играть — и происходит что-то странное», — рассказывал о прошедшем матче Sumail в студии аналитики. Шутку тогда не оценил только стоящий рядом Bulba.

Всей команде не хватило одной детали, без которой невозможно построить успешное выступление на крупном турнире — это умение адаптироваться. То, что когда-то приносило успех PPD. Когда ты осознаёшь, что заготовки уже не работают и нужно действовать по ситуации. Отказаться от Mirana, если в ваших руках она не так сильна. Перестать слепо верить в Puck. И ответственность за эти решения лежит на каждом из семерых человек в команде, а не только на Cr1t.

Что дальше?

Ещё до старта плей-офф игроки EG уверенно говорили, что, каким бы ни был результат, они будут стараться сохранить состав. И они, и тренеры, и менеджмент понимают, что в среднем по больнице для команды прошёл вполне успешный сезон с несколькими чемпионствами. Команда боролась со своими слабостями и к концу года даже нашла к ним подход. И не будь этого одного злополучного турнира, никто бы и не сказал, что им нужны какие-то перемены.

Только каждый из игроков EG — это не только один из лучших киберспорстменов на своей позиции, но и амбициозная личность, которой хочется не только дружить, но и побеждать. Когда этот состав только собрался, PPD комментировал их игры и заранее сказал, когда именно для команды наступит критический момент:

У них всё будет хорошо до первого крупного поражения. Пока они побеждают, мы можем быть спокойны. Но иногда я не уверен, что этот состав способен пережить серьёзный провал.

Fear был убеждён, что за год они все повзрослели и одно поражение для них никогда уже не будет поводом для дизбанда. Но когда ты играешь в одной команде с Arteezy, возможно и не такое…

Комментарии