До московского мэйджора никто не знал, кто будет ведущим EPICENTER XL. На мероприятии выяснилось — Степан Шульга. До этого он часто появлялся на соревнованиях StarLadder. Однако после того как он покинул компанию и стал фрилансером, его туда больше не зовут. По крайней мере пока. В разговоре с «Чемпионатом» Шульга рассказал, что для него значит профессионализм, какие заблуждения живут среди сообщества и почему спортивные клубы хотят интегрироваться в киберспорт.
— Вас не анонсировали ведущим, почему?
— Честно, я не знаю.
— Это должен был быть сюрприз?
— Я считаю, что любой компонент системы должен оставаться компонентом, особенно скромная роль ведущего на киберспортивном мероприятии. Мне кажется, что организация игры и трансляции — первичное. Всё остальное — детали. Изменил ли что-то анонс? В очередной раз в информационном пространстве появилась бы бесполезная новость.
— Я бы не сказал. Мне кажется, это важно. Эта новость из серии, если бы никто не говорил, что v1lat будет комментировать, а он будет. Как ведущий, я считаю, вы котируетесь на том же уровне.
— Спасибо. Но если подытоживая: мне не кажется, что в этом анонсе была какая-то информативная ценность для комьюнити.
— Какое это мероприятие для вас, как для фрилансера?
— Второй после Warface. Там было хорошо, весело. Для меня игра быстровата. Темп CS:GO мне более предпочтителен. В Warface слишком быстро меняются события. Но у игры есть очень сплочённое комьюнити, есть свои герои, истории. Mail.ru постаралась сделать хороший продакшн, я прекрасно пообщался с Мэддисоном — один из лучших разговоров в моей жизни. Поэтому мне понравился этот ивент, несмотря на то что он был коротким. Epicenter — это, конечно, другой масштаб.
Видео можно посмотреть на YouTube-канале Maddyson Rare.
— Что для вас лично означает вести такое большое мероприятие?
— Это потрясающие эмоции. Я не могу сказать, что ты достигаешь дзена, но для меня любая возможность чувствовать какой-то отклик и разделять с людьми впечатления — эмоциональное удовольствие. Я просто отдыхаю и нахожусь в превосходном расположении духа, что бывает на самом деле редко. Я мрачный тип.
— Это второй чемпионат, где вы ведущий. Почему вас нет на Starladder?
— Этот вопрос лучше задавать ребятам из Starladder. Но со своей стороны могу сказать, что я скучаю по тем ивентам, которые мы делали и в организации которых я участвовал.
Не скрываю, что хотел бы быть частью этих ивентов, но уже как фрилансер, а не штатный сотрудник. Пока просто не было возможности.
— Это как-то связано с вашими личными взаимоотношениями?
— Не думаю. По крайней мере, надеюсь, что это так. Просто пока, видимо, не было особой необходимости привлекать меня на ивент.
— Здесь во время группового этапа один из администраторов на матче LGD начала строить рожки игрокам на трансляции. Видите ли вы в этом что-то преступное?
— Нет. Если бы можно было сделать из этой ситуации какой-то вывод или предвосхитить её каким-то образом, то на будущее администраторов я бы предостерегал от подобных действий. То, что в этом нет ничего крамольного, недопустимого, — это не так. То, что это лишнее для большого крупного турнира на $ 1 млн, — да. Но без таких вещей лучше всё-таки обходиться.
— Я ещё почему спрашиваю: есть турнир The Summit на Западе, который нравится аудитории. Без сложных щщей, всё в расслабленной обстановке. И мне кажется, что на Epicenter — абсолютно серьёзном турнире — такие вещи его только украшают.
— Доля правды есть в твоих словах, но Summit — другой турнир. Но всё должно быть органично. Момент был, насколько я почитал везде, более-менее адекватным. Если комьюнити это не приняло в штыки, это не значит, что его надо повторять, но и делать из этого прикол на будущее — тоже возможно.
Фото: Фото: media.epicenter.gg
— Киберспорт — это всё-таки больше про спорт или про развлечение? Чего тут больше — спорта или шоу?
— Это больше про баланс. Смотри, перед нами великолепный постер сборной СССР — и по нему понятно, что это не развлечение. Хоккей — это суровый классный мужской вид спорта. Один из видов развлечения — это снять шлем и дать хорошенько кому-то в лицо. И там это стопроцентный спорт, но даже в хоккее есть место юмору. Юмор — вообще часть коммуникации.
Киберспорт должен найти свой баланс, который на данный момент есть. Без пошлости, без перехода на какие-то внутренние шутки, которые понятны совсем уж ограниченному количеству людей. Но тем не менее это уникальный организм, который имеет свой сленг, своих героев, свою историю и так далее. И вот в этом балансе и постоянном его поиске и будет заключаться истина.
— Из отечественных или зарубежных турниров — какой вы считаете эталонным? На кого надо равняться?
— Смотри, косяки есть у всех. Мне очень нравится, как работает Starladder, очень нравится Epicenter. Это два достойных конкурента друг друга. Если посмотреть на турниры, которые смотрятся как единое целое, то мне нравится, что происходит на The International. Это цельный турнир, шоу. Со своими серьёзностями и в то же время с большим количеством приколов, развлекательных видео, игры со зрителями, косплеем и так далее. За LoL я не так пристально слежу, чтобы давать какие-то оценки.
Из турниров, которые мне понравились, как проходили по скорости и продакшену — мэйджор в Атланте по СS:GO. Это январь 2017 года. И скоро будет неплохой турнир, как мне кажется, у Starladder в конце мая-в начале июня.
Сказать, что кто-то задаёт эталон, я не могу. У каждого есть свои преимущества и недостатки.
— Помните такой момент на The Shanghai Major, после которого уволили одного из ведущих на старте турнира. Сделал это Гейб Ньюэлл со словами «Джеймс — задница».
— Достал, скорее всего. Я не люблю пошлость. Есть всё-таки определённая грань, которую не надо переходить. Если это сделал Гейб Ньюэлл, значит это было ниже черты дозволенного.
Фото: Фото: media.epicenter.gg
— Что для вас профессионализм?
— Востребованность. И некое саморазвитие. Профессионализм для меня — это не конечная стадия, а путь. То, что человек впитывает в себя, и набор навыков, который позволяет ему называть себя профессионалом, которые он постоянно совершенствует.
— В нашей индустрии много профессионалов?
— Достаточно. Даже более чем достаточно. В нашей индустрии есть один дикий миф — у нас сильно спутаны два понятия. У нас часто можно услышать: «Вы не разбираетесь в киберспорте». И звучит это потому, что человек не разбирается в деталях игры. Допустим, не отличает двух героев в доте. Я не отличаю двух героев в доте. И это не значит, что я не разбираюсь в индустрии киберспорта. Это значит, что я не разбираюсь глубоко в конкретном игровом процессе в Dota 2. А это, извините, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Это как подойти к главному редактору «Чемпионата» и спросить про высоту или ширину ворот, размер футбольного поля. И если он не ответит, он значит не разбирается в футболе? Да идите к чёрту! Условно спортивный маркетолог не должен знать процесс физического восстановления в футболе после тренировки, он не должен лезть в то, какие изотоники спортсмен принимает после того, как у него был тот или иной физический процесс. Но как сделать интервью, какому изданию его преподнести, он должен разбираться.
Или вот сейчас в Overwatch вышла новая карта, она вроде как итальянская. Эту информацию я увидел в «Твиттере». Многие не воспринимают Overwatch как игру, но они, например, прекрасно разбираются в Dota. Они не разбираются киберспорте? Они не разбираются в Overwatch! И вот в СНГ у нас принято так говорить: да что вы понимаете в киберспорте, если вы двух героев не можете отличить? Да, не могу. Но это не значит, что не разбираюсь в индустрии, которая в первую очередь построена как медиа индустрия, а во вторую — как спортивная. У нас все должны играть в доту на профессиональном уровне. Ага. Скажите это Жозе Моуринью.
— Как раз в футболе, люди, которые становятся гениальными тренерами, они не добивались чего то значимого в профессиональном футболе. Просто у них есть определённые идеи и понимание, как тренировать команду.
— Важно и то, какими этот человек обладает лидерскими качествами, насколько хорошо он готов изучать соперника, насколько хорошо он готов понимать, какие ресурсы есть в его команде для достижения результата. И это гениально. Потихоньку эти понятия стираются в СНГ, и я считаю, что это несколько переоцененная проблема у нас. Вы не разбираетесь в киберспорте! Надо называть вещи своими именами.
— Не кажется ли вам, что это одна из проблем, почему в нашем киберспорте нет известных тренеров? Но на примере большого спорта мы можем определить: вот, например, Зинедин Зидан выходит третий раз подряд в финал ЛЧ — никто до него такого не делал, значит это круто. А в киберспорте сложно.
— Естественно, сложно. Тем не менее и в киберспорте есть персонажи, которые держатся на плаву десятки лет. Можно строить команду вокруг Kuroky? Можно строить команду вокруг Zeus? Можно. Общий кризис и состояние экономики в СНГ не могут нам позволить обеспечить бурный рост всего, который есть на Западе. По очень простой причине — стоимости контакт в интернете, который отличается в 8-12 раз у нас по сравнению с западными. То есть элементарно киберспортивные организации с медиа и всем остальным на Западе зарабатывают больше из-за разницы в цене контакта в Интернете и из-за разницы в покупательной способности конечного человека, жителя страны. Со спортом похожая история.
Фото: Фото: media.epicenter.gg
— В одном из интервью вы говорили, что сейчас занимаетесь консультацией для крупных компаний — советуете, каким образом заходить в киберспорт. Скольким компаниям уже помогли?
— Трём. Это мобильный оператор, букмекерская контора и компания, которая производит напитки. Я не могу сказать, что моя помощь имела эффект. Просто знаю, что был запрос на консультацию, длительную, понятную. Мне удалось её обработать, отдать, и пока не было каких-то вопросов и претензий со стороны заказчиков.
— О чем вас чаще всего спрашивают заказчики?
— Спрашивают: как попасть в киберспорт. Самый эффективный рекламный формат. Мне посчастливилось работать с крупными компаниями, у которых есть свои понятные отделы маркетинга с сильными специалистами внутри.
Они понимают, что это часть стратегии, они понимают, что после размещения в киберспорте у них не будет максимальных конверсий, потому что сначала ты строишь знание для аудитории о своем бренде и только потом рассчитываешь на какие-то конверсии.
Сейчас мы говорим, как сформировать некий имидж, стоит ли вообще обращаться к этой аудитории. Поэтому мне нравится, что можно применять такой комплексный подход и участвовать в целом в стратегии, как этот бренд, товар, услуга, хотят позиционировать себя в киберспорте. Думать над этим, пытаться предугадать реакцию комьюнити — это мне интересно.
— Если посмотреть на количество зрителей на турнирах, то самая большая аудитория в Китае. Вы работали в Starladder c китайскими партнёрами, как они сами объясняют такой интерес к киберспорту?
— Twitch как сервис является стопроцентно открытой американской компанией, которая принадлежит «Амазону», и она не может соврать, потому что это будет скандал, потеря репутации и денег. С китайскими сервисами нет такой уверенности. Нет уверенности, что те цифры, которые мы видим, действительно отражают реальность. В некоторые из них мне очень сложно поверить. Я был в Китае на многих крупных турнирах — там действительно есть большой и живой интерес публики. Помню, ещё когда в 2015 году Rotk выносили на руках фанаты в автобус. И толпа фанатов была такая, что сквозь неё с трудом пробирался автобус.
Дота там очень популярна. В цифры по этой игре в Китае я верю. К цифрам по другим играм могут быть вопросы. Но слепо доверять цифрам китайских сервисов, это моё мнение, не стоит.
Фото: Фото: media.epicenter.gg
— Каким вы видите киберспорт в ближайшей перспективе?
— Он станет больше, популярнее, взрослее. Появятся какие-то законы. Крупные игроки, возможно, поглотят более мелких. Рынок окончательно будет разделён. И мне кажется, что какой-то кусок отхватит мобильный киберспорт. Я сам убедил себя в этой идее. Мне кажется, это логичное последствие технологического прогресса — мобилы будут становиться, как и мобильный интернет, ещё мощнее. И кто-то точно придумает игру, которая будет нормально «заходить» в этом формате.
— Верите ли вы в связь между футбольными клубами и фиферами, турнирами? Многие спортивные клубы сейчас стараются интегрироваться в киберспорт.
— Если это происходит органично и клуб понимает, куда он идёт и что ему это принесёт, чего он хочет добиться; у него есть грамотная стратегия, как он будет коммуницировать со своими фанатами, то это потрясающе!
Например, команда North. У них проблемы: состав рушится и так далее. Тем не менее они не стали только зеркалом футбольного клуба «Копенгаген». «ПСЖ» и LGD — это возможность закрепиться на китайском рынке. Это не какие-то фантастические деньги, но это грамотный ход. [В Китае] есть большой рынок, где среди футбольных клубов есть лидер по популярности — «Манчестер Юнайтед». Английский клуб там устраивает специальные туры, проводит в межсезонье матчи и продаёт там нормальное такое количество мерчандайза. В «ПСЖ» это видят и хотят делать то же самое. И вот есть аудитория, которую можно получить, не получая ее с помощью футбольных достижений.
У американцев другая история. Почему это делают баскетбольные клубы, я очень хорошо понимаю. Почти все они в своих частных владениях имеют арены, которые пустуют. И почему не подхватить то, где ты сможешь использовать свою площадку, где ты всё подготовил для шоу, чтобы к тебе приходили люди, где ты им мог что-то продать, как-то обслужить, дать им какой-то сервис. О`кей, нет баскетбола — но есть киберспорт! Есть график, все счастливы.