Рейдж как преступление. Стоит ли банить киберспортсменов в Dota 2
Яна Медведева
Комментарии
Заслужили ли про-игроки бана на шесть месяцев за неподобающее поведение в пабе и кто может всё исправить без критических мер.

Вы уже в курсе, что недавно Джеки EternalEnvy Мао и Владимир No[o]ne неподобающе вели себя в рейтинговых играх? Наверняка да, ведь это стало самой горячей темой в десятках сообществ, посвященных Dota 2. «Банить или нет?» — вот в чём вопрос! Выслушаем стороны обвинения и защиты и найдём тех, кто способен пресечь распространение токсичной заразы.

Рейдж как преступление

Форум Reddit нашёл себе очередную жертву. На этот раз на крючок наблюдательных и назидательных попался Джеки EternalEnvy Мао, который в разгар рейтингового матча сдался и просто разбил артефакты перед лицом противников. Такой же эпизод с его стрима попадал на страницы раздела буквально пару дней назад. Еще несколько часов спустя — другой момент, теперь уже с покинутой игрой до десятой минуты, когда Джеки умер на линии. В совокупности эти моменты трансляции превратили канадского игрока в козла отпущения. Все равно нечем заняться, пока нет крупных турниров или решаффлов.

Видео можно посмотреть на канале Reddit Life.

Envy не первый в списке охотников на нарушителей спокойствия. До этого форум создал репутацию главного злодея Квинну CCnC Каллахану, найдя несколько матчей, где он фидил по миду или разбивал предметы. Под чуткий взгляд реддиторов попал Владимир No[o]ne Миненко, позволявший себе лишнего в рейтинговых играх. А записи с рейджами Питера PPD Дагера и вовсе стали классикой. Жертвы сменяют друг друга, но смысл претензий остается тот же: устраивать истерики, покидать игры и разбивать артефакты — это поведение, недостойное профессионального игрока.

Видео можно посмотреть на канале Put Tank In A Mall.

Владимир Chappie Кузьменко заработал славу главного руинера европейских пабов из-за своего взрывного характера. Его не раз замечали в покинутых играх, а Shadow Amulet, который он покупает, чтобы стоять в невидимости где-то на линии, уже можно переименовывать в его честь. Здесь к пользователям форума Reddit присоединились и киберспортсмены, которым приходится терпеть поведение Chappie и терять из-за него MMR.

Игроков, попавших на главные страницы форумов, ставших звёздами социальных сетей из-за рейджей и испортивших себе репутацию, достаточно, чтобы собрать парочку самых токсичных в мире команд. И каждый раз реакция на такое поведение становится всё громче и обширней.

Один из пользователей форума Reddit даже специально изучил аккаунты всех про-игроков, которые примут участие в The International, и посчитал, сколько раз они покинули игры, фидили или разбивали артефакты. Не мудрено, что среди лидеров оказались все те же CCnC, Envy, RAMZES666 и другие игроки, уже замеченные за нарушениями.

Чтобы охота на ведьм не переросла в новую тенденцию, модераторы форума удалили эту ветку. Но теперь на каждом стриме про-игроков сидят реддиторы, готовые в любую секунду выложить клип на форум и начать вопрошать о бане.

Слово обвинению

Всем известно, что Dota 2 — это самая токсичная многопользовательская игра. Здесь каждый день кто-то желает тебе смерти, приятно проводит время с твоими родственниками и вообще был бы не против познакомиться поближе. Такое поведение пользователей в рейтинговых и обычных матчах давно стало проблемой, которая вполне может оттолкнуть новых игроков и выгнать уже прижившихся. И, по мнению обвинителей, киберспортсмены своим поведением только потворствуют распространению этой заразы.

Как заявляют гневные реддиторы, профессиональные игроки априори являются примером для подражания. Они успешны, популярны и добились достойных высот. И если No[o]ne, разбивая артефакты, смог стать одним из лучших киберспортсменов в СНГ, то почему так же нельзя Васе Петрову, который тоже мечтает о поездке на The International?

Чаще всего защитники этой теории приводят два примера. Первый связан с зарубежным сообществом, где благодаря популярности стримов Артура Arteezy Бабаева фраза «I'm done» стала одной из самых употребляемых в рейтинговых матчах. Другие припоминают игры в СНГ, где встречаются сотни и тысячи «последователей» Папича, имитирующих поведение любимого стримера.

Более рассудительные осуждающе указывают на другой аспект. Популярные игроки, которые неподобающим образом ведут себя на стримах и в рейтинговых матчах, создают неприемлемый образ для Dota 2 как для соревновательной игры. Мы тут, вроде как, пытаемся сделать из киберспорта что-то серьёзное, а вы публично превращаете это в фарс и разборки восьмиклассников за углом школы. Если уж вышел в публичное пространство (читай, запустил трансляцию), то будь добр вести себя прилично.

А если отойти от высоких тем и воспитания, то эти игроки банально портят удовольствие остальным участникам матча. Сначала своими выкриками и оскорблениям, потом намеренно проигранной картой. И если Джеки Мао считает, что победить уже невозможно, то у парня на Weaver может быть на это другое мнение.

Большинство из тех, кто выступает против рейджей и истерик, считают, что система банов от Valve построена так, что она не работает на профессиональных игроков. Поэтому они требуют вручную выдать некоторым выдающимся персонам (в основном Chappie) бан на 6 месяцев. Играть тренировки или официальные матчи он все еще сможет, а матчмейкинг портить перестанет.

Слово защите

Но далеко не все готовы бросаться на киберспортсменов и стримеров с кулаками и требовать бана на полгода. Некоторые зрители с уверенностью утверждают, что в периодических рейджах нет ничего настолько страшного. Игроки — тоже люди. У них тоже не стальные нервы. Любой другой пользователь может сорваться раз в недельку-две, хотя проводит в игре пару часов в день. А профессионалы играют в Dota 2 по 12 часов в сутки без выходных. Так что среднее соотношение спокойных игр и истерик не выходит за рамки нормы.

В свою защиту попробовал выступить и Джеки EternalEnvy Мао, написавший целый блог на своей странице в «Твиттере».

«Я покидал одну игру в неделю с 2014 года. Момент, когда это станет чем-то важным для реддита, рандомен. А еще я стримлю 90% моих пабов, которые я сыграл из дома с 2014 года, поэтому я не думаю, что это как-то связано. Хотя шансы, что я разобью артефакты в Европе или Америке ниже, потому что там игры просто заканчиваются. Фейковые GG в SEA — это нормально, поэтому вам как-то нужно показать, что вы серьезны. Я никогда не сдаюсь в пабах, где еще можно выиграть. Я в любом случае проиграю, разве что кто-то из соперников вылетит. Я уверен, что в 50% игр на 7k MMR есть игроки, которые сдаются тем или иным образом, просто стоять afk проще всего. В SEA все воспитаны игрой в LAN-кафе, где каждая минута имеет значение, так что тут нет такой культуры.

Я никогда не поощрял своих зрителей, которые копируют мое поведение. Не то чтобы я «потерял контроль над собой». Я принимаю сознательное решение сдаться. Говорить, что я являюсь плохим примером для подражания, это все равно что заявлять, что из-за меня дети бросают школу, чтобы играть, — заявил Джеки.

Некоторые зрители приняли его позицию. Действительно, игроки сами выбирают, кому подражать, а среди успешных киберспортсменов есть и спокойные ребята. Правда, образ дисциплины в целом они стараются не комментировать.

Другие защитники аргументируют тем, что про-игроки используют рейтинговые матчи для тренировок. А в чем смысл этой практики, если ты уже понимаешь, что она не приносит тебе никакой пользы? Ты только больше раздражаешься от нахождения на одной карте с тиммейтами, которые тебе неприятны. Они сравнивают это со стратегией Virtus.pro, которые рано пишут GG, когда понимают, что дальше игра превратится в мучение. Если только не одно но. VP в этот момент все согласны с этим решением, а вот в пабе есть еще 4 игрока команды, которые не столь категоричны.

К тому же у представителей защиты есть несгибаемый аргумент: ни одного из обвиняемых в излишней токсичности еще не забанили. Если система автоматизирована, то значит, что они не набирают достаточно репортов и покидают меньше игр, чем это заложено в контроле Dota 2. Те, кто приравнивают сорвавшегося CCnC или Envy к злостным нарушителям с банами, просто не представляют, сколько жалоб нужно получить, чтобы быть наказанным.

А американский игрок KVH развеял миф о том, что профессиональные киберспортсмены являются неприкасаемыми для системы репортов. Его коллега Emochu имел значок про-игрока, но при этом получил запрет. Так что всё работает.

Как поступают в других играх

Riot Games со всей серьёзностью относится к тому, как игроки ведут себя в рейтинговых матчах. Особенно профессионалы. Поэтому компания рассматривает жалобы зрителей стримов, посты в разделе игры на Reddit и выносит строгие решения. Например, 30 апреля 2016 года Тайлер Tyler1 Стейнкамп получил бан за покупку аккаунтов, оскорбления пользователей, неспортивное поведение и намеренные смерти в рейтинговых матчах. До этого такой «чести» удостоилась еще пара известных игроков.

Тех, кто нарушает правила не в таких больших объёмах, могут наказать не так серьезно. 12 мая 2017 стало известно, что саппорт команды M19 по League of Legends Кирилл Likkrit Малофеев пропустит три официальных матча. Всё потому что он оскорблял тиммейтов в рейтинговой игре, а скриншот переписки в чате попал на Reddit.

Компания Blizzard также старается следить за поведением пользователей в рейтинговых матчах своих игр. Известно несколько случаев, когда киберспортсмены в Overwatch поплатились своими контрактами с организациями и лигой за недостойное поведение. Например, Феликс xQc Ленджиел из Dallas Fuel за повторные нарушения сначала получил бан на три дня, а потом система и вовсе заблокировала его аккаунт за нарочно проигранный матч. По мнению представителей компании, массовая демонстрация неспортивного поведения может плохо повлиять на сообщество Overwatch, а также «подмочить» репутацию шутера как соревновательной дисциплины. Кроме того, это уже не первая выходка xQc, который ранее был замечен за подачей ложных жалоб на незнакомых пользователей. И никаких тебе «со всеми бывает» и «парень просто не сдержался».

Чего ждать в Dota 2

Однако стоит понимать, что подход Riot и Blizzard кардинально отличается от того, как модерирует игру Valve. Подопечные Гейба Ньюэлла буквально бросают игру на самотек, ожидая, когда общество само урегулирует проблемы и придет к решению. Разработчики вмешиваются в этот процесс только в самых сложных случаях. Поэтому ждать, что Dota 2 Team сейчас повыписывает кому-то профилактические баны на пару дней, вряд ли приходится.

В League of Legends и Overwatch игроки рискуют не только блокировкой аккаунтов, но и карьерой. Большинство крупных турниров в этих дисциплинах проходит при непосредственном участии разработчиков. А значит попадание к ним в немилость будет означать закат и без того короткой карьеры. В Dota 2 же существует множество сторонних чемпионатов, чьи организаторы могут закрыть глаза на решение Valve. Да и компании, проводящие соревнования, вряд ли будут отказываться от медийных лиц в угоду воспитания молодежи. Так что сами турнирные операторы тоже вряд ли возьмутся выдавать запреты.

Остается один рычаг давления (кроме общественного мнения). Это сами организации, которые представляют киберспортсмены. Этот способ продемонстрировала Team Liquid в недавней ситуации с Иваном Mind_Control Ивановым. Клуб призвал игрока принести извинения и следить за поведением. Представители организации также признали вину, а закончилось все штрафными санкциями. Все дальше играют рейтинговые матчи, ездят на турниры, но работа по воспитанию проведена.

Если уж говорить о позитивном примере, то и для начинающих игроков это будет достойный опыт. Они будут видеть, что клубы не поощряют неспортивное поведение, а значит их шансы попасть в серьезную команду уменьшаются с каждым рейджом.

История с Джеки EternalEnvy Мао закончилась тем, что жалобы на неподобающее поведение превратились в мем. Хенрик AdmiralBulldog Анберг в «Твиттере» по большей части в шутку пожаловался на Ростислава fn Лозового, который только что закатил истерику в пабе. На это организация ответила ему все таким же мемным заявлением. А было бы неплохо, если бы клубы действительно попробовали повлиять на своих игроков. Если уж Valve об этом не заботится.

Комментарии