Чётный год — время доминирования китайской сцены на The International. В этом году главный турнир в Dota 2 посетят 6 команд из Поднебесной — самый представительный десант из всех регионов. Здесь есть и явные фавориты TI8, и тёмные лошадки, и те, кого ещё за месяц до старта чемпионата записали в аутсайдеры.
Разбираемся, чего ждать от китайских команд с комментаторами студии RuHub Рустамом Adekvat Мавлютовым и Никитой 4ce Котковым.
Team Serenity стала главным открытием всех региональных квалификаций. Практически неизвестные игроки, оригинальные стратегии и неожиданный успех — они собрали джек-пот, чтобы о них заговорили как о новых Wings Gaming. Но если у «крылышек» перед TI за спиной уже была парочка чемпионских титулов, то об этих ребятах разве что ходят легенды, как о главной грозе тренировок в Китае.
Ключ к успеху Serenity — отсутствие давления сообщества и невероятный кураж. Это позволяет им и экспериментировать с драфтами, и рисковать на карте. Они покупают Blink Dagger на Queen of Pain, потому что это удобно. Их хардлайнер играет на Winter Wyvern и Storm Spirit, потому что умеет, и неважно, что это не в мете.
Никита 4ce Котков: На The International им нужно будет делать то, к чему они привыкли. Брать своих Morphling без Linken's Sphere и через маску. Потому что если они даже и проиграют, им не будет обидно, что они под кого-то прогнулись. Они играли на квалификации — у них получалось. Если тренировки перед TI и прошедшие патчи не заставят Serenity поменять свою игру, то они могут зажечь и на The International.
Но сколько бы в них ни было энергии и оригинальных идей, Serenity остаются неопытной командой, у которой в списке достижений только победы в открытых отборочных. Опыт выступлений на большой сцене есть только у керри ZhiZhiZhi со времен Keen Gaming и XinQ за период долгого пребывания в TongFu. А когда речь заходит о продолжительном турнире с сильнейшими командами, где меняется мета и соперники умело подстраиваются друг под друга, на одном запале пробиться бывает сложно.
Рустам Adekvat Мавлютов: Я не верю, что у Serenity что-то получится на этом The International. Они удивили на квалификациях, они молодцы, но дальше — вряд ли. Думаю, никто не удивится, если они приедут и займут последнее место. Ну или они снова порвут всех, и про них будут говорить, что это новые Wings. Эта команда или топ-1, или последнее место. Нечто среднее — не для Serenity.
В китайском регионе настолько большая конкуренция, что обязательно найдется команда, у которой не пошло. В этом году это Invictus Gaming. На бумаге у них есть все необходимое для получения высоких результатов: тут и талантливые исполнители, и опытный капитан, и свежая кровь. Всё как надо. Но за сезон IG побывала только на двух рейтинговых чемпионатах и не поднялась там выше девятой строчки. При том что на многих отборах у них действительно были шансы оказаться в топе.
Adekvat: Когда китайские команды играют DPL и квалификации, они все обыгрывают друг друга. Но приглашений на регион дают парочку, еще две команды могут выиграть квалификации. Мест хватает не всем. Потому на фоне LGD и Vici Gaming IG уходят на второй или третий план. Тем не менее на том же TI они могут обыграть LGD в очной встрече.
«С Burning было лучше» — именно такое впечатление создавала команда в течение последних нескольких месяцев. Да, с легендарным керри в начале сезона тоже ничего не удалось добиться, но у поклонников IG хотя бы была вера. Теперь вся ответственность легла на плечи капитана Q, которого еще три года назад считали гением. Но теперь он застрял в стратегиях того же времени и явно нуждается в помощи.
Спасать команду за месяц до The International призвали все того же Burning. Только теперь на позицию тренера.
Adekvat: Наверное, это лучшее решение от организации — позвать на пост тренера именно Burning. Потому что он сам играл с этой командой и отлично знает каждого игрока. Он посмотрит на своих тиммейтов со стороны, укажет на их слабые места. Burning сможет дать грамотные советы, когда команда попадет в сложную ситуацию. Это достаточно мощное усиление.
4ce: Если он не будет драфтить, то он сможет подсказать решения, которые для него очевидны благодаря его большому опыту. Например, как стоять тот или иной матчап на линии. Может быть, купить топорик на Phantom Lancer и вырубить деревья, если против тебя играет популярный сейчас Treant. Или взять на первом уровне Doppelganger. Потому что керри-тащилу уровня No[o]ne от игрока средней руки или пабера отличает именно знание механики отдельных противостояний. Burning может поделиться этими деталями со своими игроками.
IG с трудом прошла китайскую квалификацию и была в одной карте от вылета на групповой стадии. Но за сезон у них практически не было шансов показать себя на международной сцене. Может быть, им просто не везет дома?
Описать историю попадания VGJ.Thunder на The International можно одной гифкой.
Путь команды в этом сезоне можно четко разделить на три периода. Сначала организация собрала состав вокруг опытного Sylar и талантливого мидера Freeze, ожидая, когда это сочетание даст первые успешные плоды. С первоначальной пятеркой клубу удалось выиграть несколько региональных квалификаций, но для международной сцены одного исполнения оказалось мало. Тогда VGJ.Thunder провела самый выгодный китайский решаффл года.
Adekvat: Самое важное, что они сделали в этом сезоне — это отобрали DDC у LFY. Посмотрите на результаты на LAN-турнирах до его прихода — их просто 0! А пришел DDC — и сразу пошли вторые места на мэйджорах и майнорах. Да, команду нельзя отнести к топовым, они ограничены стратегиями и наработками, которые принес DDC, но этого хватает. Сам DDC по игре особо не слишком заметен. Он тащит на драфтах и координации своих ребят. Он опытный, бывал в разных ситуациях: и на чемпионских местах, когда с LGD занимал третье место, и уезжал с TI практически ни с чем. Опыт решает. В Китае это высоко ценится.
Два удачных месяца под руководством нового капитана — и у VGJ.Thunder в активе появляется достаточно очков, чтобы стать привратниками топ-8 мира. Их обвиняли в однообразии игрового стиля и прочили, что на одном Lycan от Sylar далеко не уедешь. Но VGJ продолжала побеждать, не слишком заботясь о разнообразии. Причем когда основное количество баллов уже ушло в копилку команды, они позволили себе раскрывать керри с разных сторон.
4ce: У Sylar в репертуаре достаточно много хард-керри. Один из них — Weaver, который сейчас становится очень популярным в матчмейкинге. Если мне не изменяет память, то Sylar был тем игроком, который показал билд через прирост опыта на 35% [на 10-м уровне]. Многим очень хочется на этом уровне взять Mana Break, потому что ты делаешь два удара с Geminate, они работают вместе — ты наносишь много урона. Но Sylar взял опыт и добрался до 25-го уровня примерно к 28-й минуте. А это очень быстро! Это и таланты с 20-25-го уровней, и статы дополнительные. Драки ты переживаешь, артефакты появляются. И таких героев, которых он понимает, у Sylar достаточно.
Проблемы у VGJ.Thunder начались уже позже. Команда пережила «медовый месяц» с капитаном и столкнулась не только со стратегическими проблемами, но и с конфликтами внутри состава. По словам тренера Бай RoTk Фана, если бы VGJ не получила прямое приглашение, пятерка могла бы просто развалиться. Так что перед TI им нужно не только стабилизировать стратегическую составляющую, но и снова стать командой.
Потому что DDC — это билет на The International, а не гарантия хорошего выступления.
Если вы находитесь в поисках плотного середнячка китайской и мировой сцены, то Vici Gaming — это как раз тот случай. Есть ли у них откровенные провалы и слабые стороны? Вряд ли. Каждый игрок в меру сил делает свою работу. Совершили ли они какой-то прорыв в течение года, чтобы удивить сообщество? Тоже нет. В начале сезона они легко взяли высоту лучшей команды китайских квалификаций и вынесли из этого максимум пользы. У Vici Gaming есть только одна отличительная черта, ставшая мемом на международной и китайской сцене — они не могут выиграть чемпионский титул. На счету VG четыре проигранных гранд-финала против четырех разных команд.
Adekvat: У них были абсолютно разные финалы, но каждый раз чего-то не хватает. Я отчетливо помню финал в Катовице, где ребята играли не так, как они провели весь турнир. Там VG встречались с VP, и те их просто переехали. После этого финала я написал, что Vici и не планировали брать этот финал. Сложно сказать, почему им так и не удалось взять ни один чемпионский титул.
Отличительной чертой VG для китайской сцены стало сочетание молодых и активных мидера и керри. Про таких обычно думают, что им на карте не хватит крипов и они будут тянуть одеяло на себя. Однако два талантливых пабера не только легко сыгрались, но и превратили свой близкий стиль игры в одно из достоинств команды.
Adekvat: Они очень хорошо свапаются ролям. Что для Paparazi не проблема пойти в мид на OD, что для Ori. Что тот, что другой на нем и в легкой могут поиграть. Это молодые игроки высокого уровня, которые играют абсолютно чем угодно. В этом их безусловный плюс. Именно так команда зачастую и удивляет своих соперников.
Из всех игроков команды больше всего вопросов у поклонников вызывает eLeVeN, взятый в аренду у EHOME. Его непостоянство может стоить Vici Gaming важных карт и турниров. Если в прошлом сезоне от него привыкли видеть хайлайты, то в этом году наработанного пула героев уже становится мало. тем более когда приходится выступать против команд с умелыми драфтерами.
У них есть все задатки, чтобы на TI8 показать мощное выступление. У них есть опытные лидеры и яркие исполнители. Они умеют реализовывать свой потенциал. Только не умеют побеждать. А без этого в топ TI не пробиться.
Newbee — настоящий долгожитель дота-сцены. В текущем составе они выступают уже почти два года. За это время они и были лучшей командой Китая, и сыграли в финале The International, и успели проиграть несколько региональных квалификаций.
В этом году Newbee долгое время почивали на лаврах вице-чемпионов. Дело не столько в том, что команда расслабилась. Благодаря второму месту на TI7 они получали прямые приглашения на все рейтинговые чемпионаты. Потому осенью начали отставать от меты, а потом просто не могли найти время для тренировок, чтобы наработать новые связки.
4ce: В начале сезона, когда мета еще не особо изменилась после окончания TI7, Newbee продемонстрировали неплохой уровень игры. Какое-то время работали те же герои. Потом выходило все больше патчей, изменения накапливались. А Newbee остались в своей мете. Например, они до сих пор берут OD, хотя сейчас он очень слаб. Он очень медленный, Force Staff понерфили, а для него это билдообразующий артефакт. А Newbee продолжают его пикать от турнира к турниру и проигрывать.
«Просто следи за тем, как они соберутся впятером. Это единственное, что они умеют», — так описывал их игру Kuroky года назад. Менялась мета, менялись герои, но подход Newbee оставался примерно тем же. Sccc за счет личного скилла выигрывает линию, Kaka старается набрать максимум возможного на роуме, а потом они собираются впятером и методично сносят вышки. И пусть этот план на игру уже знают все и контрят еще на стадии линий, никто так не исполняет отдельные связки, как саппорты Newbee.
Adekvat: Что такое играть вместе два года? Это настолько отточенное взаимодействие друг с другом, отточенные связки персонажей, что свои комбинации ты можешь реализовать с закрытыми глазами. И Naga — это герой, который позволяет этим воспользоваться. Дальше уже не важно, что ты набираешь: Naga+Jakiro, Naga+Disruptor. Если вы по одному зову начинаете драку, в одну секунду начинаете раскидывать спеллы, то у вас это получится намного лучше, чем у команды с меньшей практикой. То же самое пытались проделывать VGJ.Thunder, но у них получалось хуже. Потому что, например, где-то DDC не успевал поставить Static Storm под сон от Fade. У Newbee таких проблем меньше. Команде, которая друг друга чувствует, намного проще такое исполнять.
Весь турнирный сезон свои неудачи Newbee списывали на плотный график. Из-за него нет и новых драфтов, и новых стратегий. Но перед TI8 команда получила сразу два месяца на то, чтобы залатать дыры, которые весь год в их тактиках выискивали соперники. Вдруг окажется, что их тренер SanSheng умеет не только писать гайды по вардингу?
PSG.LGD — это ещё один пример того, как один правильный решаффл может сделать из просто хорошей команды топовую. Причем этих ребят с появлением xNova и возвращением Fy на четвертую позицию хватило не только на пару месяцев региональных отборов.
Adekvat: Как мне кажется, тенденция в китайской доте такова, что они не должны зажиматься в себе, в своих игроках. Нужно брать идеи, скилл и опыт из других регионов. В этом плане LGD, как раньше LFY и Newbee, заручились поддержкой представителя SEA xNova. Он не самый опытный игрок профессиональной сцены, особо ничего не выигрывал, но когда его привезли в Китай, у команды дела пошли на лад. Баланс опыта и молодости, идеи из других регионов — и в сумме это топ-1 региона.
LGD умеют играть быстро и расчетливо, загоняя соперников на базу уже к 25-й минуте. Они умеют давать отпор и переворачивать игры, когда не удалось набрать преимущество на ранней стадии. Они пушат, сплитпушат и практически идеально дерутся. Единственные команды, которые могли с ними соперничать за последние несколько месяцев — это Liquid и Virtus.pro. Всем остальным, чтобы обыграть двукратных чемпионов мэйджоров, нужно было прыгнуть выше головы.
4ce: Мне кажется, что очевидного слабого места у них нет. Они на последних турнирах продемонстрировали, что умеют играть практически всеми героями. Они и вардят хорошо, и двигаются хорошо, и на линии они очень сильны. Их, как и любую команду, можно передрафтить. Возможно, в новом патче есть связка героев, которую они недооценивают или переоценивают, и за счет этого можно на них надавить.
Ключом к победам LGD стали усилия одного человека — Fy. Он капитан и лидер, от которого зависит исход самого сильного этапа для команды — ранней стадии. На активных персонажах вроде классического Rubick он создает пространство для фарма Ame, «разгоняет» Maybe и за счет выгодных комбинаций помогает Chalice. И все это с такими хайлайтами, что звание второго MVP сезона ему не дали разве что из вежливости к остальным игрокам. А сам он скромно говорит о том, что все эти титулы ничего не значат — победа команды намного важнее.
4ce: Fy — очень опытный игрок. Он мне в этом плане чем-то напоминает Solo. Только у Solo в команде есть три явных тащилы, а вклад капитана нам со стороны не всегда видно. Он занимается координацией, драфтами — это можно увидеть разве что в каком-нибудь True Sight. А когда ты смотришь на игру LGD, ты видишь, что помимо опыта, он еще и иногда игру тащит на своем горбу. Он может одни ультимейтом перевернуть драку с ног на голову.
Сложнее всего LGD даются игры, когда Fy не достается активный персонаж, на котором он чувствует себя максимально комфортно. Именно так в угол LGD загоняли Liquid на Supermajor. И именно на эту слабость будут давить другие капитаны, наверняка уже составляющие списки банов под Rubick и Io (а не как VP в верхней сетке).
Те LGD, которые приезжали на три заключительных мэйджора, выглядели машиной, не сомневающейся в своем стиле игры. Если эти ребята сохранят форму и подстроят свои стратегии под текущую мету, то их сможет остановить только сильный драфтер. Или излишняя самоуверенность.
Китай провёл отличный сезон. Четыре команды в топ-8 мира по итогам мэйджоров и майноров — результат, который должен насторожить представителей других регионов. Но готовы ли игроки из Поднебесной не гнуть свою линию, а умело приспосабливаться к изменяющейся мете здесь и сейчас? Может быть, они зря растратили все силы в течение года.