Себастьян 7ckngmad (Ceb) Дебс — один из самых желанных гостей на интервью. Особенно сейчас, когда месяц назад вместе с OG он стал чемпионом The International, пройдя тяжёлый путь от смены состава до впечатляющего финала против LGD. Дункан Thorin Шилдс записал пятичасовой подкаст с игроком, в котором обсудил начало его карьеры, философию, проблемы прежних составов и игроков и, конечно же, гранд-финал TI8. Мы собрали для вас самые значимые моменты интервью.
О первом турнире
«Мой первый турнир был для меня катастрофой. Я сломался под давлением. Тиммейты, конечно, говорили мне, что я всё сделал нормально, но я был разочарован в себе. Это открыло мне глаза на то, что соревнования — намного больше, чем просто ты, играющий в игру. Я помню этот турнир очень чётко. Я был разочарован в себе в основном потому, что я никогда не думал, что я человек, который сломается в таких условиях. Но этот турнир застал меня врасплох. Я был зол на себя за то, что позволил этому случиться. И я решил сделать себя игроком, который под давлением играет даже лучше. И у меня это получилось достаточно быстро".
Об обманчивости графиков золота в игре
«Я не помню, когда именно появились графики золота, но для меня это было огромное изменение в доте. Когда их ввели, люди начали говорить о том, что значит быть впереди и отставать. Это то, о чём я всегда рассуждал. В мои времена не было понятия «лидировать» или «отставать». Да, иногда такое было. Например, у них появилось BKB на вот этом герое, мы не можем драться — вот и всё.
А сейчас фанаты и кастеры… Я не обвиняю их, они не играли на соревновательной сцене. Но даже игроки! На них сильно влияет эти графики золота. Я покажу тебе очень простой пример, который позволит легко это понять.
Команда впереди на 4 тысячи золота. Но они не купили свои важные предметы. У этого парня в кармане 2 тысячи, ему еще нужна тысяча до BKB, у другого еще тысяча — это не важно. Иногда можно так сохранять до 10 тысяч золота. А соперники могли эффективно потратить свои ресурсы. И окажется, что с точки зрения эффективного золота впереди другая команда.
Когда речь идёт о преимуществе, ты почему-то смотришь на цифры, а не на то, что перед тобой. Если ты отстаёшь, это значит, ты ничего не можешь сделать, чтобы законтрить их игру, а не что у тебя меньше золота. Когда появились графики, я лично был не рад. Да, это удобно. Но я понимал, что теперь люди начнут говорить о том, о чём не стоит говорить».
О философии игры и команды
«Если ты готов пройти через поражения, если ты спокойно к ним относишься и готов рискнуть, все зависит от того, как далеко ты готов зайти, чтобы стать лучше. И я готов зайти очень далеко. Я готов проигрывать тысячу из тысячи матчей, чтобы стать сильнее. И если я прошёл через тяжёлый матч, то знаю, что мои шансы выиграть следующий намного выше, чем они были раньше.
Некоторые игроки готовы обменять возможности становиться лучше на сплошные победы. А я нет. Я скорее выберу совершенствование.
Конечно, ты играешь по 10 часов в день, потому что благодаря этому можешь стать миллионером. Это то, что произошло с нами на TI, людям это кажется очевидным. Но я смотрю на это иначе. И те люди, которые смотрят на это таким образом, никогда не станут чемпионами. Я считаю, что жажда призовых — недостаточно сильная мотивация. Сколько матчей я сыграл и проиграл до того, как победил на TI? Я мог сдаться уже очень давно. Потому что пришлось пожертвовать очень многим и пройти через многое, чтобы добиться победы. Я бы давно уже сдался, если бы единственное, чего я хотел, — награды. [...]
Личной мной движет возможность совершенствоваться, возможность понять эту игру еще лучше, стать хорошим тиммейтом, человеком и игроком. Вот что заставляет меня двигаться, в конце концов. Призовые — это бонус».
О том, почему решил стать капитаном
«Когда я разбирал драфты Quantic с TI3, понял, что хоть Goblak и был отличным капитаном, в именно в этот день он не проявил себя. Я не обвиняю его, я и сам прошел через много провалов. Но я понял, что в тот день я не мог ничего сделать, не мог ничего изменить. Мне просто предназначено было проиграть этот матч в Wild Card и не попасть на турнир, хоть у нас и был хороший год и результаты. И я решил, что возьму на себя больше контроля. И я пообещал себе, что если подобное произойдет ещё раз, то не подведу себя и остальных. Я буду достаточно силён, чтобы привести свою команду к тому, чего она заслужила».
О важности адаптации
«Раньше я думал, что моё понимание игры лучше, чем у остальных игроков. Я просто знал это. Проблема была в том, что когда игра шла не так, как должна была или как я ее видел, мне было сложно отпустить ситуацию. Это то, что тебе нужно уметь как капитану. Нужно знать, как адаптироваться ко всему, что игра тебе предлагает: хоть это ошибки тиммейтов, хоть абсолютно другой взгляд игроков на игру. Даже если ты капитан, если ты не позволишь игроку делать то, что он хочет, если ты будешь его принуждать, у тебя не будет пяти людей, которые работают вместе. Если у тебя есть возможность адаптировать команду и адаптировать игрока — всегда лучше, даже если на бумаге это не неправильное решение. И раньше мне не хватало опыта и понимания этого, так что я просто бился головой об стену, пытаясь исправить то, что исправить невозможно. Сейчас я уже научился тому, что отпускать ситуацию — это то, что тебе нужно на больших турнирах».
О моменте, когда начал сомневаться в себе
«На тот момент [после Sigma] моя уверенность в себе не менялась и оставалась также высока. Я просто продолжал двигаться дальше и думал, что смогу собрать французскую команду и привести их на топовый уровень — вот насколько я был уверен в себе. Очевидно, это не сработало по определенным причинам. Я помню, когда все это происходило в Alliance, я начал сомневаться в себе как игроке. К тому времени я соревновался уже пять лет, но оставался всё так же далеко.
Я чувствовал, что мои идеи были достаточно хороши, чтобы выиграть TI. Но я сижу здесь и даже не могу попасть на этот турнир. Даже не то что попасть туда, я не могу выиграть рандомный онлайн-чемпионат.
Ты хочешь быть уверен в себе, ты хочешь верить, идти за мечтой, но ты не хочешь заблуждаться. Это и произошло. Я начал думать, что, может, не так хорош, как думаю. Это были тёмные времена. Это очень тяжело — думать, что ты был не прав всё это время. К тому же это заставляет тебя сомневаться не только в том, что касается доты. Может, я воспринимаю себя неправильно?
Я помню, через какие тяжёлые моменты я прошёл. Но я решил позволить игре говорить за себя. Играть больше, посмотреть, куда это меня заведёт. Но нужно было справиться с таким количество проблем: финансовых, потому что ты давно не добивался успехов, много всего остального. Потом были Alliance, Monkey Freedom Fighters — и я решил, что вся эта идея с игрой не работает, мне нужен перерыв. Я всё ещё любил игру и считал, что мои идеи достаточно хороши для побед. Но я уже не был уверен, в чём именно дело: то ли это происходит из-за неудачных стечений обстоятельств, то ли из-за меня самого. [...]
Примерно в то время Fly и n0tail в первый раз связались со мной по поводу OG, чтобы потенциально я стал их тренером. На тот момент я уже все точно решил. Мои первым ответом было «нет». [...] Это не то, что я был готов делать. Но потом я посмотрел много реплеев, и мне действительно понравился их стиль игры, драфта. Это была очень умная команда. Я мог найти много способов усовершенствовать их. И если это сработает, то это значит, что я всё это время был прав. А если нет, то это значит, что я себя переоценивал. Я решил, что это неплохой финальный тест».
О самом сложном сопернике
«Wings были и остаются по сей день моим тренерским кошмаром. Большую роль в том, что мы делали с тем составом OG, играла подготовка. По сути, это была моя задача. То, как мы превращали нашу подготовку в игру через Fly как капитана, не имело недостатков. Подготовка была хороша, мы переносили ее в игру изумительно, а что происходило в самой игре было еще лучше. Это исключая те моменты, когда соперники могли просто переиграть или передумать нас в игре. Если не брать это в расчёт, у противников не было шансов.
А Wings были другими. Потому что подготовиться к ним было невозможно. [...] Я потратил столько времени, изучая их, пытаясь понять их. Мне кажется, они просто не хотели, чтобы команды к ним могли приготовиться. По крайней мере, я не нашёл к ним подход.
Мне нравится думать, что я раскусил каждого соперника, с которым я сталкивался. Но не Wings. Если кто-то сделал это, я готов отдать много денег или что там попросят, чтобы найти решение.
По сей день я всё ещё смотрю реплеи и драфты Wings и пытаюсь понять то, в чём я не мог разобраться раньше. Это то, что волнует меня в доте больше всего. Я понимаю, к чему они пришли, и это работает в игре. Но то, как они к этому пришли, — вот что я не могу понять. Это сумасшествие».
Об Ana
«Первый приход Ana: «С Ana не было сложнее работать. Он отличный парень, я с ним хорошо сошёлся. Для меня как тренера, это было вызовом, потому что у него практически не было опыта, ему многому нужно было учиться даже в игре. В это время я снова начал усиленно играть в доту. В предыдущем составе OG я был сфокусирован в основном на макро, лучше для всех было, если я просто смотрел реплеи. Когда в состав пришел Ana, я понял, что многое мне еще нужно догнать. Я стал усиленно играть в миду, хотя до этого никогда не играл на этой роли. Я понял, что так я могу помочь команде. Я играл по 10 пабов в день, чтобы разобраться.
А ещё он был очень юн. Ему не было даже 17 лет. Ему было очень сложно словами выразить игру. Объяснить, что ему нужно, что ему нравится или не нравится. Он был просто сырым талантом. И от нас зависело, как мы поможем ему перевести его мысли в игру. И я мог это сделать, только забравшись к нему в голову и встав на его место как игрок. [...] Это помогло нам адаптироваться к нему быстрее».
Уход Ana после TI7: «Я думаю, он не ожидал, что всё это произойдёт с ним. Он был просто молодым парнем, который хорошо играл в доту, хотел играть в доту, быть в хорошей команде и выигрывать турниры. И так случилось, что он присоединился к европейской команде, жил за границей далеко от своей семьи и друзей, путешествовал весь год, стал суперзвездой, которая выигрывает мэйджоры, и приобрёл тысячи фанатов по всему миру. Все произошло с ним слишком быстро. Я думаю, у него не было того огня и мотивации, чтобы соответствовать этому. Все это случилось, ему пришлось справляться с этим и спросить себя: «Действительно ли это то, чего я хочу?» Он скучал по дому, и это понятно. Ему нужно было представить, действительно ли он хотел этого и готов был жертвовать всем ради этого. Все это произошло так быстро, что ему пришлось задаваться этими вопросами после, а не до того, как это случилось.
Это повлияло и на его мотивацию перед TI7. Не то чтобы он не был мотивирован, но он не хотел этого так сильно, как хотели другие игроки. Конечно, он выкладывался, но не так сильно, как мог бы. Это была одна из причин, почему мы не смогли достаточно быстро адаптироваться перед TI, нам не хватало этого огня. [...]
После TI нам пришлось заставить его задаться этими вопросами: действительно ли это было то, чего он хочет. Ему нужно было время. И он им воспользовался. Это взрослый поступок. Мы старались ему помочь советом, поделиться опытом, который у нас был. Он доверял нашему опыту и понимал, что мы это делаем из лучших побуждений, пытаемся помочь. И так было принято решение, что он вернётся к жизни, по которой он скучал, и постарается восстановить эту мотивацию».
Ana на TI8: «Люди не обращают на это особого внимания, но Ana сменил роль. Он никогда не играл на позиции керри в OG. Он был мидером. И он не играл на керри большую часть года. Насколько я знаю, он пытался играть на четверке. Когда он пришел к нам, он был вынужден стать керри, и это то, как он хотел играть. Это определенно помогло. [...]
Мы с Йоханом, Йессе и Ana знаем друг друга практически идеально. Мы знаем, как играть друг с другом, как помочь друг другу. Это сделало этот процесс гладким. И я верю, что это помогло Ana раскрыться на TI. Думаю, он набрался уверенности от нас. Во время турнира он вырос как игрок. [...] Мы видели, как во время чемпионата он рос еще и как личность. Он научился брать на себя ответственность там, где не брал её раньше».
О распаде предыдущего состава OG
«Я понимаю, почему так получилось. То, что происходит в игре, — это последствия того, что происходит вне её. Я перешёл на роль игрока, и мне кажется, что не все верили в это. Кто-то верил, кто-то нет. Когда мы перешли к плану B после того, как Роман покинул состав, это кого-то удовлетворяло, а кого-то нет. Кто-то верил, что с этой командой мы можем выиграть TI, а другие нет. На тот момент они хотели дать этой пятерке шанс.
Но дело в том, что это серьёзные изменения. У вас нет тренера, он теперь играет и меняет роль. Ко многим вещам нужно адаптироваться. Я возвращался на соревновательную сцену, мне нужно было немного времени, чтобы вернуться в игру, привыкнуть к давлению. Может, пара матчей, может, три, но они нужны. И патчи менялись каждые две недели. Так что помимо этого тебе еще нужно заново открывать мету, искать новые идеи. Нам нужно было разобраться во взаимодействии в команде, в распределении ролей, что мы будем делать, когда мы поймем, что мы недостаточно готовы к соперникам, потому что у нас нет тренера. Как мы будем играть в этом патче, как мы будем готовиться к другим командам? Столько всего. Когда тебе нужно пройти через все это, то без слепой веры и идеальной атмосферы это будет еще сложнее или даже невозможно. Так и было.
Я чувствовал, что по большей части люди в меня не верят. И это мне не шло на пользу. Уверен, что были другие вещи в команде, которые не помогали остальным. Может, тому составу не суждено было добиться успеха. Но ты никогда не узнаешь, пока не попробуешь. И мне кажется, что мы даже не попытались.
Люди слишком быстро опустили руки. На тот момент они были морально слишком слабы. Я не обвиняю их. Хотя да, я виню их. Моральной слабости нет места в доте. Но такое происходит. Когда семь месяцев у тебя нет результатов, ты перестаёшь верить. Но если твоя мораль слаба, ты никогда не выиграешь. Людям приходится пройти через тяжёлые испытания, чтобы добраться до великих достижений».
О четвёртой игре гранд-финала и пике Axe
«Я до этого не играл на Axe месяцев пять. Это вообще не мой герой. Если спросить меня или моего капитана перед TI, на каком герое я хочу сыграть, среди них точно не будет Axe. Но это просто была игра для Axe. Я посмотрел на их драфт, посмотрел на то, что есть у нас, что они забанили, и понял, что это так. Axe здесь абсолютно идеален. Он был хорош с нашими героями, он был хорош против них, он был хорош по игре. Это был один из тех моментов, когда все сложилось. Один из многих на этом TI. Когда тебе пришла правильная мысль в правильное время. Я не знаю, подумал ли бы я об этом в другой день.
Я не могу говорить за себя, но я был уверен в том, что мы возьмем эту игру. Я говорил, что мы затащим, и я действительно имел это в виду. Я чувствовал, что мы никак не можем проиграть эту карту, что мы их развалим. Конечно, такого не получилось, это была очень ровная игра, но я чувствовал, что мы непобедимы».
О пятой игре гранд-финала
«Если подумать, то это так же, как и с четвёртой игрой финала, как и с третьей картой в финале виннеров. Они должны были выиграть. Наверное, они столько раз думали, что они сделали это, что они даже выиграли TI. Может, они думали об этом даже не пару раз. Счет 20-4, ты на 15 тысяч впереди. “Да уже без шансов! Они не могут драться с нами, у нас лучше тимфайт!" Но даже в этой игре у нас не было ощущения, что мы проиграем. Мы просто делали то, что, как мы считали нужным. Это было тяжело, врать не буду. Линии были тяжелыми. Мы сделали пару вещей, которые не то что не сработали, они обернулись катастрофой. Мы заходили в смоках, передвигались и умирали вчетвером, вместо того, чтобы выиграть драку. И мы возвращались на фонтан и думали, что теперь нам нужно придумать что-то еще, даже если они так сильно впереди.
Всё получилось, потому что мы никогда не теряли надежду. Мы не унывали. Особенно в пятой игре мы морально не сломались. Как только мы начали хотя бы немного возвращаться в игру, одерживали первые маленькие победы, мы начали чувствовать, что они совершают абсолютно нехарактерные ошибки. Они не делали такого ни 4 игры до этого, ни в финале виннеров.
Ключевым моментом была драка на рошане. Они проиграли тимфайт, потеряли рошана — и после этого ты как будто играл против другой команды. После этого игра стала очень простой. Я не хочу кого-то обидеть, просто было ощущение, что с ними что-то произошло. Морально они уже не были в игре. [...]
Пока не упал трон, я не понимал, что мы побеждаем. Как только он действительно упал, наступил тот момент, когда я был ошеломлен. Мозг пытался это обработать. Может, мы сейчас выиграли TI? Потом Ana схватил меня за плечо и сказал: «Это реально!». Наверное, я выглядел так, как будто я этого не понимаю. И он тут же осознал, что я понятия не имею, что происходит, что я в замешательстве. Это так забавно. Он же намного младше, у него меньше опыта на турнирах. Но он нужен был мне в этот момент, чтобы сказать: «Себ, это реально! Мы сделали это!»
О вере
«Нам помогло неограниченное количество надежды и доверия. Мы верили, что мы сможем победить. Когда счет 0:0 и мы играем против рандомной команды, мы верим, что мы можем это сделать. Когда счёт 0:20 и мы играем против команды, которую считают лучшей в мире, мы всё ещё верим, что можем сделать это. Драка или что-то ещё — нам нужно справиться с этим, и мы верим, что мы можем это сделать. Они бьют наш трон — мы верим, что мы всё ещё можем сделать это. Мы бьём их трон — мы верим, что мы можем сделать это.
Мы никогда не сдавались. Мы никогда не сомневались в себе. У нас была неограниченная уверенность, бесконечная. В себе и друг в друге. Мы просто верили, что мы можем выиграть, и мы это сделали. Так что, думаю, мы были правы. Может, и нет. Но это уже не важно».