Показать ещё Все новости
Культурная кража
Ольга Бурбенцова
Культурная кража
Комментарии
Итак, 24 сильнейшие танцевальные пары откатали оригинальные танцы. Что же говорят после этого заокеанские СМИ? Конечно же, ничего хорошего о наших фигуристах они не говорят...

Наши лидеры после обязательного танца Оксана Домнина и Максим Шабалин оказались на третьем месте. Напомним, что разрыв с канадской парой Тесса Вирту – Скотт Мойр составляет 4,55 балла, с американцами Мерил Дэвис – Чарли Уайт — менее 2 баллов. Впереди – произвольная программа. Надеемся на безупречное катание наших ребят.

К сожалению, только ленивый сейчас не обсуждает оригинальный танец и костюмы Оксаны и Максима. И не только с точки зрения качества проката. Обсуждение носит странный характер. Обсуждается то, что аборигены Австралии считают его «оскорбительным». Честно говоря, нам не совсем понятно, что здесь можно вообще обсуждать. И если бы каждый народ возмущался тем, что его музыку, танцы или костюмы используют в искусстве или спорте, мир погряз бы в скандалах и судебных исках. Всю абсурдность подобных притязаний демонстрирует хотя бы тот факт, что, например, канадцы Вирту – Мойр вчера исполняли испанское фламенко, американцы Дэвис – Уайт отлично откатали индийский танец, а их соотечественники Белбин – Агосто – танец молдавский. Но никто не слышал, чтобы испанцы, индусы или тем паче молдаване обвиняли их в оскорблении и «культурной краже».

Если бы каждый народ возмущался тем, что его музыку, танцы или костюмы используют в искусстве или спорте, мир погряз бы в скандалах и судебных исках. Всю абсурдность подобных притязаний демонстрирует хотя бы тот факт, что например канадцы Вирту – Мойр вчера исполняли испанское фламенко, американцы Дэвис – Уайт отлично откатали индийский танец, а их соотечественники Белбин – Агосто – танец молдавский.

Приведём мнения некоторых зарубежных изданий на эту тему.

Трэйси Хэмильтон на сайте washingtonpost.com в статье с заголовком «Костюмы аборигенов Оксаны Домниной и Максима Шабалина способны вызвать критику» напоминает, что пары откатали свои оригинальные танцы — интерпретации народных танцев, они длятся по 2 минуты и 30 секунд. Пристальное внимание к российской паре, действующим чемпионам мира. Они исполнили танец аборигенов Австралии в весьма своеобразных костюмах. Их костюмы представляют собой тёмные трико с листьями, белая краска на лице и теле, напоминающие раскраску тел аборигенов.

Некоторые главы племён австралийских аборигенов высказали критику в адрес костюмов и самого танца. В январе Бев Мантон, председатель Совета аборигенов Нового Южного Уэльса через Sydney Morning Herald обратилась к Домниной и Шабалину с просьбой отказаться от этого танца. Пара не сделала этого, выступила на чемпионате Европы и завоевала золото. Хэмильтон приводит слова Мантон: "Наш танец, наши церемонии и даже то, как мы выглядим, основаны на нашей культуре. Им более 60 тысяч лет. Мы любим их и не хотим видеть на ком-то во время спортивного соревнования. Но есть и другие, более современные причины. Для многих из нас наша культура – это всё, что у нас осталось. Нашу землю у нас отобрали. Многие из нас потеряли всё. Даже детей. Даже наших предков порой выбрасывали из их могил. Мой народ потерял всё. И мы боимся потерять то немногое в нашей культуре, что ещё в состоянии контролировать".

Представители четырёх коренных народов Канады, присутствовавшие на церемонии открытия Олимпиады, выразили свою обеспокоенность костюмами. Но, встретившись с Домниной и Шабалиным, Тивани Джозеф подарил им традиционные красно-бело-чёрные одеяла. Фигуристы накинули их на себя после обязательного танца. Шабалин сказал, что представители коренных народов Канады были очень приветливы и пожелали удачи. Домнина и Шабалин могли бы откатать русский народный танец, как это сделали две другие российские пары. Конечно, в танцах не должно быть ограничений. Российская пара настаивает, что не хотела никого оскорбить. Но когда тебя просят не исполнять танец, стоит к этому прислушаться. И когда Оксана и Максим исполняли свой оригинальный танец, мы увидели, что они вняли критике – цвет костюмов был не тёмным, а светлым, а на лице и ногах Оксаны не было белой краски.

Наш танец, наши церемонии и даже то, как мы выглядим, основаны на нашей культуре. Им более 60 тысяч лет. Мы любим их и не хотим видеть на ком-то во время спортивного соревнования. Но есть и другие, более современные причины. Для многих из нас наша культура – это все, что у нас осталось. Нашу землю у нас отобрали. Многие из нас потеряли все. Даже детей. Даже наших предков порой выбрасывали из их могил. Мой народ потерял все. И мы боимся потерять то немногое в нашей культуре, что еще в состоянии контролировать…

К 2014 году программа танцев на льду может быть сокращена, с трёх прокатов до двух – за счёт объединения обязательного и оригинального танцев. Тогда все танцевальные пары, возможно, будут выполнять одинаковые шаги под одинаковую музыку. В этом случае безвкусная одежда и поведение будут только приветствоваться.

Ну а нам, в России, остаётся только радоваться, что в отбирании земли у австралийских аборигенов и выкидывании их предков из могил наших фигуристов не обвинили. Или ещё пока не обвинили...

На портале tsn.ca Беверли Смит в своей статье «Вирту и Мойр первые после безупречного оригинального танца» рассказывает о том, что канадская пара после превосходного проката отодвинула российских лидеров, которые все-таки исполнили свой танец аборигенов Австралии. Один из австралийских аборигенов даже назвал это «культурной кражей». Но даже если не брать в расчёт их костюмы, они не катались хорошо. Аплодисменты в Pacific Coliseum быстро стихли, когда пара продемонстрировала нечемпионское катание. Хореография хромала, а Шабалин выглядел так, как будто был голый. Правила требуют, чтобы на партнёре были брюки. Они были, но были телесного цвета и выглядели как кожа. Зрителям это не понравилось.

Канадские чемпионы Тесса Вирту и Скотт Мойр откатались прекрасно и безукоризненно. Их танец – фламенко. Казалось, что они жили в нём. За оригинальный танец они получили 68,41 балла, в итоге они первые с 111,15 балла. Это лишь на 0,26 балла меньше, чем получилиНавка и Костомаров в 2006 году в Турине. После проката зрители неистовствали. Это был олимпийский миг. Канадскую пару тренируют российские специалисты Игорь Шпильбанд – Марина Зуева. Российская пара всего лишь на третьем месте.

На сайте usatoday.com в статье Гэри Михосес «Американцы вторые и четвёртые после оригинального танца» опять в первую очередь говорится о российской паре Домнина – Шабалин, их танце и костюмах аборигенов Австралии.

Отмечается блестящий прокат канадской пары Вирту – Мойр с 68,41 балла. Как сказала после проката Вирту: "Мы чувствовали, что вся Канада с нами". Чуть позже: «Мы пока не думаем о золотой медали. Нам просто доставило огромное удовольствие наше катание. Не думаю, что медаль на шее сделает это ощущение прекраснее. Мы просто собираемся кататься и наслаждаться этим».

Но даже если не брать в расчет их костюмы, они не катались хорошо. Аплодисменты в “Pacific Coliseum” быстро стихли, когда пара продемонстрировала нечемпионское катание. Хореография хромала, а Шабалин выглядел так, как будто был голый. Правила требуют, чтобы на партнере были брюки. Они были, но были телесного цвета и выглядели как кожа. Зрителям это не понравилось.

Американская пара Дэвис – Уайт со своим индийским танцем вторые (67,08 балла). Вторая пара из США Белбин – Агосто четвертые. Русская пара, чемпионы мира, лишь третья – 62,84 балла. Борьба продолжится в произвольной программе.

На последнем чемпионате Европы костюмы Домниной и Шабалина подверглись критике со стороны аборигенов Австралии, которые назвали их оскорбительными и не соответствующими действительности. На чемпионате Европы костюмы были тёмно-коричневыми, сейчас – светлее. Лица не были так сильно раскрашены. В интервью Шабалин сказал: "Мы осознанно выбрали эту музыку и эти костюмы. Мы просто хотели отличаться от других пар. Мы не хотели никого оскорбить…".

На сайте New York Times в статье Джульетт Макур "После катания, уникальное олимпийское событие – плач" рассказывается о волнительном моменте для спортсменов и их тренеров — ожидании оценок, иногда длящемся несколько минут. Когда камеры направлены на них, когда подчас невозможно сдержать волнение, слезы или ликование. А иногда и все сразу.

На прошлой неделе мы наблюдали, как рыдал Эван Лайсачек после короткой программы, а два дня спустя – его реакцию на известие о своей победе. Его тренер,Фрэнк Кэрролл, пытался утешить Эвана, повторяя: "Прекрати, прекрати. Не думаю, что когда побеждают прыгуны с трамплина, они плачут. Поэтому, давай так — мне не нравится, когда плачут фигуристы".

Макур рассказала, как с развитием телевидения все доступнее для широкой публики становятся эмоции спортсменов. Эмоции, которые те не всегда хотят сделать достоянием публики. Камеры везде, в том числе и в уголке «объятий и поцелуев» или на английском “the kiss-and-cry area”. Но, как сказал легендарный Дик Батон, двукратный олимпийский чемпион, телекомментатор: "Это телевидение, дорогуша. Это то, что дарит нам телевидение".

Комментарии