Показать ещё Все новости
Что такое Тату Бола, тамбор и кашарола?
Игорь Рабинер
Рикарду Траде
Комментарии
Российские студенты, а с ними и наш обозреватель, встретились с гендиректором турнира, который будет предшествовать ЧМ в России.

ГЛАВА ОРГКОМИТЕТА ЧМ-2014 – ДРУГ КАРПОЛЯ

Знаете, какое существо является талисманом футбольного ЧМ-2014? Называется оно Тату Бола. Это животное, находящееся на грани исчезновения. А особенность его в том, что при опасности оно сжимается в… мячик. Отсюда и «бола», то есть – мяч.

Об этом и многом другом студентам факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA рассказал Рикарду Траде – генеральный директор Оргкомитета предстоящего через год мирового первенства. Бразильский Алексей Сорокин принял российскую делегацию в офисе Оргкомитета. От центра Рио он, кстати, чертовски далеко – в 45 километрах, рядом с Олимпийским комитетом Бразилии, на территории Олимпийского парка. Зато пространства – просто море. Новое здание на 8 тысяч квадратных метров!

— Это здание принадлежит одной французской фирме «Джиэль», — объяснил Траде. – Но префектура Рио-де-Жанейро дала ей разрешение на строительство только при условии, что на время подготовки и проведения ЧМ-2014 оно будет предоставлено Оргкомитету бесплатно. А уже после турнира его дальнейшее использование будет зависеть от французов. Это стало огромной удачей: 8 тысяч «квадратов» бесплатно! Вот что значит иметь хорошие рабочие отношения с префектурой (по-нашему – мэрией. — Прим. «Чемпионат.com»). А «Джиэль», в свою очередь, получила право построить на этой территории гостиницу.

— А после турнира Оргкомитет прикажет долго жить?
— Теоретически – да. Но оргкомитет Олимпиады-2016 в том же Рио может использовать опыт наших специалистов. Не исключаю, что многие из них могли бы усилить команды Оргкомитетов мировых первенств в России и Катаре. Так, например, у нас есть люди, работавшие в Оргкомитете южноафриканского ЧМ-2010. Но сегодня лично я и мы все о будущем вообще не думаем. Наша миссия – провести на высшем уровне ЧМ-2014. Для этого работает каждый из 268 сотрудников, включая тех, кто трудится в других городах. Включая двух великих футболистов – Феномена Роналдо и Бебето, которые являются нашими советниками. Они входят в Оргкомитет на добровольных (то есть неоплачиваемых. — Прим. «Чемпионат.com») началах. А финансирует нашу деятельность целиком и полностью ФИФА. Мы не получим никаких доходов ни от продажи билетов, ни от спонсорских выплат. Прозрачность, аудит – абсолютные.

Сам Траде, как оказалось, не чужой для России человек. По крайней мере, он вполне уверенно произнёс не только слово «Москва», но и такие названия таких населённых пунктов, как Челябинск и давным-давно переименованный в Екатеринбург Свердловск. Оказалось, в своё время сеньор Рикарду был тренером бразильской женской волейбольной сборной по физподготовке, сопровождал её в зарубежных поездках – и как раз с волейболистками и оказался на Урале. Функционер подчеркнул, что у него два образования – по физвоспитанию и управлению предприятием. «Ни один из нас не был назначен на свой пост политическим путём!» — добавил он. Надо заметить, что его российский коллега по ЧМ-2018 Алексей Сорокин – тоже.

Рикарду Траде

Рикарду Траде

«Отлично знаю Николая Карполя, который нас очень многому научил!» – в устах Траде фамилия нашего волейбольного мэтра звучала не менее гордо, чем, допустим, Пеле. Впрочем, чему удивляться, если, как я уже рассказывал, на Копакабане в волейбол играют даже поактивнее, чем в футбол! Правда, к слову, мой первый вывод на сей счёт оказался несколько поспешным: если по утрам и в середине дня, когда солнце в зените, волейболисты действительно имеют заметное численное преимущество над футболистами, то ближе к вечеру игра миллионов уже царствует безоговорочно!

Так же, как она будет царствовать в Бразилии местной зимой — в июне следующего года. Впрочем, не бойтесь слова «зима» — если в мае (то есть по-нашему – в ноябре) в Рио стабильный «тридцатник», то месяцем позже температура едва ли опустится ниже двадцати пяти. И водичка атлантическая нынче градуса 23. Так что, дорогой болельщик, берите с собой на зимний чемпионат мира шорты и плавки!

— Бразилии недостаточно быть красивой, — говорит Траде. – Бразилия должна улучшить свой сервис, люди должны в большей мере чувствовать себя в безопасности. 87 % бразильцев считают, что чемпионат мира позволит нашей стране презентовать себя миру в лучшем свете. Но не менее, а даже более важно, чтобы он сделал лучше на самих. Чтобы улучшилось отношение к туристам в аэропортах, как и сами аэропорты – а это необходимо, поскольку бразильцы – путешествующая нация. Чтобы стали цивилизованнее наши таксисты, которые должны начать говорить по-английски. Недопустимо, что Бразилия как страна принимает в год меньше туристов, чем отдельные города – Париж, Лондон или Нью-Йорк. Надеюсь, что после ЧМ-2014 ситуация изменится.

Вам это ничего не напоминает? По-моему, эти слова Траде – вполне чёткое свидетельство философии ФИФА, когда её исполком решает, кому дать очередное мировое первенство.

ТОЛЬКО ДВА СТАДИОНА СДАНЫ В СРОК

Я поинтересовался у сеньора Траде, какие советы он мог бы дать российским коллегам с учётом того, что бразильцы находятся на четыре года ближе к собственному чемпионату, чем мы – к своему. И услышал:

— Первая очень важная вещь – не делать поблажек городам и их руководителям по части соблюдения оговорённых сроков. ФИФА требует, чтобы стадионы были сданы не позднее чем за шесть месяцев до начала турнира. Касается это не только чемпионата мира, то и Кубка конфедераций. Так вот, из шести стадионов, заявленных на последний (он пройдёт в нынешнем июне. — Прим. «Чемпионат.com»), к концу декабря 2012 года мы были способны представить только два (в Белу-Оризонти и Форталезе). Кстати, именно две эти арены уложились и в первоначально заявленный бюджет, что тоже о многом говорит. Остальные же четыре сдаются лишь в апреле-мае. А задержка по срокам сдачи ставит под сомнение эффективную эксплуатацию во время игр.

Вовсе не имею в виду, что другие стадионы сдадут со значительным превышением бюджета и часть этих денег уйдёт куда-то «налево». У нас в стране очень жёсткий контроль со стороны соответствующих органов на траты денег и цели, на которые эти средства направляются. Так, например, в случае с «Мараканой» в изначальном плане было заложено полное разрушение старой арены и строительство на её месте новой. Но орган по защите исторического достояния принял решение не позволить полностью разрушить «Маракану». В этом случае реальная стоимость работ определялась по ходу их проведения.

Или взять Манаус в Амазонии, куда четыре с половиной часа лёта от центральных районов страны, что резко усложняет логистическую доставку стройматериалов. В том же Рио бетон стоит намного дешевле, чем в Манаусе. Поэтому рассчитывать бюджеты в разных регионах нужно, учитывая и эти факторы. Впрочем, много рассуждать о строительстве я не хотел бы, поскольку мы за него не отвечаем. А занимаемся только мониторингом всех производственных работ, в котором участвуют 20 архитекторов, работающих в нашей организации.

Другая задача, с которой нам, в отличие от первой, полностью удалось справиться, заключается в том, что нужно спуститься с верхней ступени пьедестала эйфории по поводу самого факта получения чемпионата мира. Необходимо наладить чёткие взаимоотношения с местными органами власти и научиться вести с ними разговор, который будет подразумевать требовательность. Наконец, во все службы, связанные с подготовкой и проведением чемпионата мира, должны быть наняты профессионалы высшей пробы. А это значит, что нельзя жалеть денег. Например, не скрываю, что моя зарплата очень хороша. Мой труд в Оргкомитете настолько хорошо оплачиваем, что я могу полностью сосредоточиться на своей работе и не отвлекаться на какие-то параллельные проекты. Надо понимать, что созданная команда будет критиковаться всеми – ФИФА, правительством, прессой. И успех или неудача во многом будет зависеть именно от нашего профессионализма.

— Контакт с российским Оргкомитетом у вас есть?
— Напрямую – нет, контактируем через ФИФА. Но работаем совместно: уже на Кубок конфедераций российский Оргкомитет пришлёт команду наблюдателей. Кроме того, в ФИФА создан комитет чемпионатов мира, куда вошли три человека — генеральные директора мировых первенств ЧМ 2010, 2014 и 2018 годов. Коллеги уже нас посетили, проводили семинары во всех 12 городах. Делегация России была представлена тремя людьми.

— У России есть две «фишки» — безвизовый въезд для всех обладателей билетов и их же бесплатное передвижение по стране на наземном транспорте. У Бразилии что-то подобное есть?
— Если честно, даже не знал этих фактов. У нас безвизового въезда для всех обладателей билетов не будет, но процедура получения виз будет максимально упрощена и станет бесплатной. Для ряда стран (в частности, России. – Прим. «Чемпионат.com») визы и сейчас не нужны, но для представителей некоторых государств этот процесс является весьма бюрократическим. Перед чемпионатом мира он окажется куда проще.

Что касается транспорта, то те, у кого билеты на руках, в день матча смогут бесплатно пользоваться городскими видами транспорта. Волонтёры, которых у нас 130 тысяч, смогут делать то же самое на протяжении всего турнира.

Железнодорожного транспорта в Бразилии практически не существует, а самолёты будут оплачиваться в обычном режиме.

В общем, у нас к гостям чемпионата мира отношение, по первым прикидкам, будет погуманнее. Кто-то возразит: «А как же цены?» Так вот, как человек, проведший неделю в Рио, смею утверждать, что они в Бразилии весьма высоки. Пониже московских, конечно, но совсем ненамного.

А как у них в Бразилии с базами для команд-участниц предстоящего турнира?

— Мы заблаговременно посетили около 300 мест, где они могли бы располагаться, — рассказывает Траде. – ФИФА обязывает страну представить 64 тренировочных поля и базы. Что такое база? Это место размещения плюс одно поле. Она может представлять собой непосредственно спортивно-тренировочный центр либо гостиницу поблизости от тренировочного поля. В итоге мы выпустили каталог с 70 базами – большим количеством, чем требуется. Тем не менее до конца года мы планируем расширить этот каталог и включить в него 90 баз в разных штатах страны, удовлетворяющих самым высоким требованиям.

Они расположены далеко не только в 12 городах-хозяевах турнира. Есть пример с Эшпириту Санту, регионом-соседом Рио-де-Жанейро. Там расположено аж три базы. Этот каталог размещён на сайте ФИФА и доступен всем заинтересованным лицам – правда, с помощью определённых кодов. В этой работе мы идём с опережением графика.

— Команды-фавориты, которые точно (хозяйка Бразилия, чемпион мира Испания) или почти точно (Германия, Аргентина и ряд других) сыграют на чемпионате, свой выбор уже сделали?
— Нет, ни одна. До декабря мы выпустим финальный каталог, и только после этого команды выберут базы. Все имеют право посещать страну и смотреть возможные места дислокации ещё с прошлого года – и те, кто уверен в себе, проводят предварительную работу. Американцы и англичане, например, побывали с этой целью в Бразилии уже по три раза. Это нам приятно, поскольку многие наши города и регионы с помощью таких визитов станут известны за рубежом. Каталог, кстати, выпущен только в Интернете. На бумаге мы не издали его из соображений экологии.

СТАДИОНЫ И «БЕЛЫЕ СЛОНЫ». СОВЕТЫ РОССИИ-2018

— У России есть проблемные города, где полноценное использование больших стадионов после ЧМ-2018 вызывает серьёзные сомнения. То же самое уже произошло после ЮАР-2010 и Евро-2004 в Португалии. У вас подобные проблемы существуют? – спрашиваю Траде.
— Да. И мы не хотим, чтобы та или иная арена после турнира превратилась, как мы выражаемся, в «белого слона». Но сравнивать нас с той же Южной Африкой по интересу к футболу некорректно. Я был в Претории и видел, что главная любовь там – не футбол, а другие виды спорта. Португалия в этом плане куда ближе к Бразилии, но проблемы там действительно имеют место. Вот и мы не задираем нос, не считаем себя лучше других, несмотря на высокие темпы экономического роста.

В четырех из 12 городов-хозяев ЧМ-2014 – Бразилиа, Навале, Куябе и Манаусе – на сегодня нет профессиональных футбольных команд. И поэтому мы строили там спортсооружения с тем расчётом, чтобы они были многофункциональными, а CBF (Бразильская конфедерация футбола, — Прим. «Чемпионат.com») обещала помочь с тем, чтобы проводить там матчи чемпионата Бразилии между клубами из других городов. Так, арена в столице страны – Бразилиа – откроется 26 мая матчем чемпионата между «Сантосом» и «Фламенго». Стадион этот, кстати, будет официально носить имя Гарринчи. У него есть так называемый платиновый сертификат, которым награждаются сооружения, максимально использующие природные средства. Например, дождевую воду и энергию солнца – там будут установлены солнечные батареи.

За будущее арены в Бразилиа как раз никаких опасений нет. Она расположена в центре столичного города и вмещает 70 тысяч человек, и нет никаких сомнений, что для тех же концертов будет задействована регулярно. А вот трем другим городам, хозяевам 40-тысячников, потребуется провести серьёзную работу, чтобы проблемы ЮАР и Португалии там не повторились. В Форталезе уже найдена фирма, которой стадион будет отдан в концессию после окончания ЧМ-2014. Она будет эксплуатировать арену и находить новые формы её применения. Той же цели необходимо достичь и другим городам.

ВОКРУГ СТАДИОНА ПОСТРОЯТ ГОРОД

— Будет ли в Бразилии своя вувузела – официальный музыкальный инструмент турнира? – спросил Траде один из студентов RMA.
— Это деликатный вопрос. В бразильской культуре своей вувузелы нет. Футбольные матчи проходят под сопровождение специальных барабанов, именуемых у нас тамборами. Звучит это здорово и слушать – приятно. Но недавно известный в Бразилии композитор Карлиньюш Браун из Салвадора придумал кашаролу с прицелом его использования на чемпионате мира. Вот только инструмент этот производит не музыку, а шум. На мой вкус, это безобразие, поскольку с традиционной культурой Бразилии этот инструмент ничего общего не имеет. Он представляет собой музыкальную коробочку, имитирующую шипение змеи кашаролы. Или попросту – гремучей змеи.

— Ещё одна «гремучая змея» — вопрос глобальной безопасности, «висящий» над каждым большим турниром. Вас он не беспокоит?
— В 2008 году правительство Бразилии подготовило пакет документов о гарантии безопасности, и этот вопрос – забота как раз правительственная. Лично я вижу ситуацию так, что Бразилия готова к обеспечению безопасности. В 2007 году мы провели Панамериканские игры с участием 5500 спортсменов, и ни одного случая нарушения безопасности не было. Недавно в Рио прошла всемирная конференция с участием 20 руководителей мировых держав – тоже, к счастью, без происшествий. Силовые структуры страны разработали чёткий план работы, гарантирующий, что никаких актов терроризма во время чемпионата мира в стране не произойдёт. Таковых, кстати, не было в истории Бразилии ни разу. Но мы всё равно начеку.

О городах и стадионах нам показали пространный видеоролик. Оказалось, например, что на северо-востоке страны – лучшие пляжи, и Натал с Португезой связаны прямыми рейсами с Европой и США. Тогда как до недавних пор основным воздушно-пересадочным пунктом страны служил Сан-Паулу – самый большой город Бразилии, 20-миллионник (говорю это если на случай, если кто-то заблуждается, что таковым является Рио-де-Жанейро).

В уже упомянутой несколько раз с положительной точки зрения Форталезе на днях состоялся концерт Пола Маккартни. А в Белу-Оризонти сэр Пол сделает это в ближайшее время, а другой сэр – Элтон Джон – уже пел перед заполненными трибунами. В Ресифе вокруг арены фактически возводится новый город. Со школой, университетом, больницей. Он так и будет называться – Город Чемпионата мира.

Арена в Натале станет самой маленькой из всех стадионов ЧМ-2014, а её название – «Арена Дюн» — обусловлено тем, что там, на северо-востоке, в районе арены есть только пляж да дюны. За звание самой красивой будут конкурировать арены в Салвадоре и Манаусе, название последней из которых романтично – «Арена Амазония».

Церемония открытия состоится на новой арене в Сан-Паулу, полноценным хозяином которого станет «Коринтианс». В «мирное время» она будет без трибун за воротами, но специально на время первенства там будут смонтированы две временные трибуны по 10 тысяч мест каждая. Расположится стадион в одном из самых бедных районов города – Итакера, что призвано придать новый импульс его развитию.

— Есть ещё клубы, которые будут владеть стадионами?
— «Интернасьонал» — ареной в Порту-Алегри, «Атлетик Паранаэнсе» — в Куритибе. Остальные – собственность штата. Планируется, что все они после турнира будут отданы в аренду частным фирмам, и это хорошо. Поскольку сами штаты не способны содержать их в надлежащем состоянии. То же самое касается и большинства бразильских клубов, которые не способны иметь свои стадионы и эксплуатировать их.

— Мы слабы в приёме зрителей на стадионах, — продолжает этакую бразильскую самокритику Траде. – Но надеюсь, что чемпионат мира позволит сделать качественный рывок в этом направлении. Все места на аренах, например, станут пронумерованными – до сих пор подобного не было. На каждом стадионе будет установлено не менее 300 камер видеонаблюдения.

Завершил свою речь глава Оргкомитета ЧМ-2014 лирично:
— Раньше после посещения матчей в Бразилии наши болельщики приходили домой и боялись сделать там лишний шаг – потому что их обувь была грязна из-за ужасного состояния туалетов на аренах. Мне бы очень хотелось, чтобы о подобных вещах после чемпионата мира у нас вообще не вспоминали…

«Чемпионат.com» благодарит факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA за организацию командировки нашего корреспондента в Южную Америку.

Комментарии