ЧМ-2014. День 9-й. LIVE!
Турнирная таблица чемпионата мира — 2014 по футболу
Расписание чемпионата мира — 2014 по футболу
ЧЕМПИОНАТ МИРА. ИТАЛИЯ – КОСТА-РИКА. ФОТОРЕПОРТАЖ
18 дней назад сборная Коста-Рики уступила Японии в товарищеском матче без особых шансов – 1:3. Хорхе Луиса Пинто, три года прививавшего команде контратакующий стиль игры, критиковали – сборная не готова к чемпионату мира. И действительно, после перерыва костариканцы почти встали и практически не сопротивлялись. Дело было в физических нагрузках, которые предложил Пинто своим подопечным, готовя их к сложной тактической схеме. Спустя две с половиной недели этот же состав (за одним исключением – Миллера сменил Уманья) с этой же расстановкой обыграл Уругвай и Италию. Пинто и его парни ныне близки к канонизации, особенно учитывая, что после мундиаля-2002 Алешандре Гимарайнш, тогдашний наставник сборной, получил в стране статус полубога.
Ключевую роль в нынешней команде играет сын Гимарайнша Сельсо Борхес, полузащитник стокгольмского АИК. Борхес не скрывает, что хочет перейти в клуб выше уровнем, и в Швеции к его желанию относятся с пониманием, как будут, нет сомнений, относиться с пониманием и боссы других клубов, за которые играют футболисты «тикос». В 2012 году Борхес переходил в АИК в качестве нападающего, затем опустился до позиции атакующего полузащитника и является одним из лучших диспетчеров аллсвенскан. В сборной Борхес долгое время был атакующим полузащитником или правым вингером при совершенно безбашенной схеме 4-1-3-2. Однако затем пришёл Пинто. И всё изменилось.
Опираться на опорника
Пинто начал перестраивать игру костариканцев на систему с пятью защитниками, наигрывая два варианта – 5-4-1 (5-3-1-1) или 5-3-2. Борхесу в этой схеме отводилась ключевая роль в центре полузащиты, в опорной зоне, роль связующего звена между обороной и атакой. Рядом с ним Пинто поставил Ельцина Техеду, который совершает по пять отборов в минуту, сочетая их с выигранными верховыми единоборствами. У Коста-Рики получился мощный оборонительный кулак в центре из пяти футболистов – четыре разрушителя и один созидатель. Похожий вариант – только 3+1 – имеет в центре обороны и опорной зоне сборная Боснии и Герцеговины: Спахич и Бичакчич (или Колашинац) составляют пару центральных защитников, а выше располагаются цепной пёс Мухамед Бешич и умница Миралем Пьянич. Именно сборные Коста-Рики и Боснии и Герцеговины (а также французы) практикуют на этом турнире смещение мозгового центра в опорную зону, которое позволяет командам иметь в каждой атаке множество свободных зон на чужой половине поля.
С одной стороны, Борхес и Пьянич действуют в обороне, используя свой игровой интеллект: если Техеда и Бешич постоянно идут в стыки, то у этих ребят почти нет силовых единоборств – они чаще перехватывают, блокируют и выносят мяч. С другой стороны, наличие столь мощного и низко посаженного центрального кулака позволяет боснийцам и костариканцам активно использовать крайних защитников: Гамбоа и Диас проводят на чужой половине поля намного больше времени, чем Дейли Блинд и Дерил Янмаат из голландской версии схемы с пятью защитниками. У голландцев совсем неотвязно к обороне в центре подключен лишь Найджел де Йонг, поэтому крайние защитники рискуют меньше. Карта действий Борхеса даже при наличии Техеды в обоих матчах горячеет на своей половине поля, а за 180 минут полузащитник АИК пробил лишь два раза и отдал на чужой половине поля всего 29 передач – за 90 минут в АИК костариканец перекроет эти показатели в два раза.
Именно от хорошей игры опорной зоны – не давать сопернику бить издали (четыре заблокированных удара и лишь один в створ – от Пирло со штрафного – за два матча) и вступать в единоборства, оттесняя соперников на плотно упакованные фланги – и строится игра «тикос». В их случае опорная зона – именно та линия, на которую в прямом смысле опирается игра. Смотреть игру против сборной Италии было ещё интересно и ради того, чтобы понять, как Техеда и Борхес будут справляться с Андреа Пирло. Однако Пинто рассудил, что лучше проиграть место Пирло, чем место того, кому он отдаст передачу. В итоге персонально Пирло никто не преследовал, а временами и вовсе перед мозгом итальянской сборной появлялись свободные зоны. При этом командная оборона при пяти защитниках столь плотная, а атакующие игроки Коста-Рики так часто шли в прессинг и отбор (у Боланьоса, Руиса и Кэмпбелла на троих – 12 фолов из 23 командных), что Пирло постоянно оказывался далеко за центральным кругом на своей половине поля. В итоге на чужой половине поля итальянский маэстро отдал всего одну (!) обостряющую передачу. Совпадение или нет, но игравшие в матче с Нидерландами испанцы также постоянно оказывались в ситуации, при которой их центральные полузащитники находились в 10 метрах от центральной линии, и были вынуждены начинать атаки забросами вперёд.
Простота – залог успеха
Игра костариканцев в атаке зависит от действий на флангах. Девять из 17 возможностей в двух матчах команда Пинто создала после длинных передач с краёв, три из них завершились голами. На флангах у «тикос» сосредоточены серьёзные люди: Кристиан Гамбоа – лучший защитник-ассистент чемпионата Норвегии; Брайан Руис – отличный созидатель, приспособиться к которому в Англии так и не смогли, бросая его в центр, а не на любимый правый край; Кристиан Боланьос – человек универсальный и обладающий прекрасным дриблингом; Хуниор Диас – часто привозящий защитник, но просто за красивые глаза в бундеслиге, в еврокубковом «Майнце» не играют. При этом в запасе у костариканцев сидят человек с двумя сердцами Диего Кальво и интеллигентный Микаэль Баррантес, а по ходу встречи на края уходит Кэмпбелл, растягивая оборону соперника. В свободные зоны обычно врывается Боланьос – человек с наилучшим позиционным мышлением на флангах команды Пинто.
Костариканцы не стесняются упростить игру впереди, действуя навесами или длинными забросами в исполнении Борхеса. Они не пытаются центрить на подступах к штрафной, сужая фронт атаки, а предпочитают или навесить, или сыграть диагональ. Ничего сложного, но на высокой скорости и при огромном желании и самоотверженности, что и приносит успех — четыре мяча в двух матчах против Буффона, Муслеры, Кьеллини, Барцальи, Лугано и Година дорогого стоят.
Совместить Север с Югом
Наконец, давайте условимся, что если весь мир до этого дня не знал состава сборной Коста-Рики, то это не значит, что там слабые футболисты. Кейлор Навас временами феерит в примере, Оскар Дуарте – основной игрок «Брюгге», Боланьос со своим «Копенгагеном» уже как-то насолил итальянской команде – «Ювентусу» — в Лиге чемпионов, Кэмпбелл принадлежит «Арсеналу»… В отличие от других латиноамериканских и центральноамериканских команд, которые могут отличиться парой ярких имён, но в целом запоминаются вальяжным отношением к делу, Коста-Рика совмещает в себе пляжную технику и северное воспитание.
Это самая скандинавская команда чемпионата мира: опыт игры в чемпионатах Норвегии, Швеции или Дании имеют Джанкарло Гонсалес, Сельсо Борхес, Кристиан Боланьос, Микаэль Баррантес, Ренделл Бренес, Кристиан Гамбоа, Рой Миллер и Диего Кальво – треть команды. Да, скандинавские чемпионаты не самые сильные в Европе, но там костариканцы за пару месяцев познают простые и суровые футбольные истины: твои капризы никому не нужны, в составе никто тебя только за то, что ты легионер, держать не будет, рабоной в своей штрафной лучше не играть, язык страны выучить нужно, чтобы быть наравне с партнёрами. В отличие от милой сборной Тринидада и Тобаго-2006, Коста-Рика не полагается на случай, она старается совместить исполнительское мастерство с расчётливостью и обученностью. Помучившись с поиском идеальной расстановки, Хорхе Луис Пинто пришёл к 5-4-1, которую на постоянной основе практикует с марта прошлого года. За это время «тикос» набрали семь очков из девяти возможных в трёх играх с Мексикой и США и проиграли лишь один из десяти официальных матчей.
Микаэль Баррантес перед отъездом в сборную признавался норвежским журналистам, что одной из его главных целей на мундиале будет обмен майками с Андреа Пирло. Баррантес и его команда уже добились того, что в коллекции у каждого из них будет по меньшей мере по четыре майки игроков лучших команд мира. А заодно и их скальпы, снятые с южной страстью и северным спокойствием.