Зденек Земан («Фоджа», «Лацио», «Рома», «Пескара», «Кальяри»...)
«Про вас когда-нибудь снимут фильм!» — восторженно пророните вы, выслушав очередную байку от Земана. «Уже сняли», — выпустив дым от очередной сигареты, с достоинством ответит этот чешский итальянец.
«Земанландия» — так называется документальный фильм об этом тренере, вышедший несколько лет назад. Название очень точное: видение Земаном футбола, особенно в прагматичной Италии — отдельная страна. В Земане удивительным образом соединились демократия и строжайшая дисциплина, романтизм и свод необходимых правил. Все его команды играют в сверхатакующий футбол, зонную защиту и прессинг по всему полю, и Земана не волнует, располагает ли клуб возможностями обеспечить стартовый состав нужным количеством способных наступать игроков или нет. «Фоджа», дважды «Рома», «Лацио», «Пескара» — все эти клубы при Земане играли в безбашенный футбол, при неизменной схеме 4-3-3. Соответствовало ли это традиционному итальянскому пониманию футбола, Земан никогда не задумывался.
Болельщики шли и шли на игры команд Земана, но они не видели того, как мучаются на его тренировках футболисты. Сложнейшие предсезонные сборы, напичканные кроссами, игровая дисциплина — вплоть до того, что футболист не имел права появиться в зоне, которую должен занимать партнёр по команде. Земан двигал игроков, как фигуры на шахматной доске, и игроки отвечали чешскому Мистеру взаимностью: они его уважали и ненавидели одновременно. «Центральным полузащитником был ди Бьяджо, я располагался чуть правее, а левее – Томмази. И вот тут уж никакой импровизации: шаг влево – расстрел. Это был сумасшедший дом. Не хочется даже вспоминать эти безумные тренировки и схему без импровизации», — вспоминал поигравший в его «Роме» Дмитрий Аленичев.
Зденек Земан не выиграл и уже, при всём уважении к «Кальяри», не выиграет ни одного турнира на серьёзном уровне, но его атакующий, захватывающий стиль, пусть и разбавленный современным футбольным либерализмом, жив. Посмотрите на бесстрашный «Сассуоло», который играет в три нападающих, а на матч с «Ювентусом» и вовсе выходит со схемой 3-4-3 — там тренирует Эусебио ди Франческо, пару лет работавший под руководством чеха в «Роме». Земанландия жива.
Зденек Земан
Марсело Бьельса («Ньюэллз», «Атлас», Аргентина, Чили, «Атлетик», «Марсель»...)
Его прозвище — Безумец, его футбольное кредо — безумство. Нынешнее место работы Бьельсы во многом совпадает с его прозвищем и кредо с одной стороны и с жизненным путём Зденека Земана — с другой: он приехал ставить чумовую схему 3-3-3-1 в одну из самых оборонительных лиг Европы. Бьельса, известный тем, что его единственное хобби — детальный анализ футбольных видео, взрывает французский чемпионат — его «Марсель» побеждает, показывая агрессивный футбол, основанный на большом количестве передач. Многие удивляются, как аргентинец, не работавший на клубном уровне 13 лет, умудряется ставить физику клубам, где работать нужно ежедневно — ведь футбол по Бьельсе невероятно энергозатратен. Мне кажется удивительнее другое: как ему удавалось в сборной Чили получить игроков в совершенно разных кондициях и за несколько дней довести их до общего знаменателя — так, что все они носились по полю, как бешеные.
Его не интересует, какие именно футболисты у него есть — тактику под игроков Бьельса не корректирует. Именно так «Марсель» едва не расстался с Родом Фанни: до лета защитник играл в клубе на правом краю обороны, и новому тренеру это не понравилось. Однако «Марсель» находится не в лучшем финансовом положении, и, получив за продажу 32-летнего футболиста небольшие деньги, найти ему замену было бы сложно. В итоге Фанни остался, Бьельса разглядел в нём центрального защитника, и сейчас Фанни — один из лучших игроков обороны в Лиге 1.
Марсело Бьельса
Фабио Капелло («Милан», «Реал», «Рома», «Ювентус», Англия, Россия...)
Фабио Капелло, в отличие от Земана и Бьельсы, никогда не изменял оборонительному стилю. Более того, судьба у Капелло такова, что несколько раз по ходу карьеры он сменял на посту специалистов, ставивших командам атакующую игру. Так было в «Роме» после Земана (который, к слову, не стал ломать себя и стараться играть на результат, даже когда слухи о его возможной отставке и приходе Капелло стали передаваться по Риму не шёпотом), так было в «Милане» после Арриго Сакки, так было и в сборной России, где Дон Фабио сменил Дика Адвоката.
Для того чтобы привить команде оборонительный футбол, Капелло не приходилось даже менять тактическую схему, оставленную предшественником — просто все игроки получали другие функции. Сменив в ярчайшем «Милане» Арриго Сакки, Капелло выдал самый успешный отрезок за клубную историю: четыре скудетто и победа в Лиге чемпионов. Болельщики «Милана» не роптали о скучной игре и в тот сезон, когда команда забила 36 мячей в 34 матчах — этого хватило для того, чтобы выиграть титул. Пока Капелло давал результат, его не критиковали за прагматизм. Как только результат приходить перестал — на него посыпались шишки. В разрезе за всей карьерой дона Фабио можно проследить по её российскому этапу: когда его команда вышла на чемпионат мира, никто не вспоминал о том, что с португальцами весь матч сборная России провела в защите. Как только Капелло провалился в Бразилии, все сразу припомнили ему любовь к оборонительному стилю. Быть романтиком, как Земан и Бьельса, в этом плане точно проще.
Фабио Капелло
Феликс Магат («Айнтрахт», «Штутгарт», «Бавария», «Вольфсбург», «Шальке», «Фулхэм»...)
Если перечисленные выше специалисты во всех командах отличались одними и теми же игровыми требованиями, то Феликс Магат никогда не изменял себе в дисциплинарных методах. Ему ничего не стоит заставить команду тренироваться ночью, после приезда с завершившегося поражением выезда, и Магату плевать, какого статуса у него команда — «Бавария» или «Фулхэм». Он мог вывести команду зимой на тренировку и сказать: «Вот теперь так и стойте. Ровно 90 минут» — в наказание за пассивность в игре днём ранее. Легендами обрастают многоуровневые системы штрафов Магата — игрока могли наказать за пас назад, которому тренер не сумел найти объяснение. Не прочь Магат и вмешаться в медицинские дела: так, в «Фулхэме» тренер предложил норвежцу Хангеланну прикладывать к травмированному бедру смоченный в спирте сыр — якобы хороший деревенский метод. Футболисты «Фулхэма» заботу коуча не оценили, выставив после его увольнения этот эпизод, как «странный».
Феликс Магат оброс огромным количеством легенд — от смешных до страшных, но показательно, что как только у какой-либо команды возникают проблемы с дисциплиной, многие требуют стиль немца: «Вот бы Магата туда!». Феликс Магат — бренд, «последний диктатор Европы», как однажды описал его один из бывших подопечных.
Феликс Магат
Вуядин Бошков («Фейеноорд», «Реал», «Сампдория», «Рома», «Наполи», Югославия...)
Кредо Бошкова было очень простым: мы отбираем мяч, а затем как можно скорее доводим его до нападающих. Влияние на легендарного Вуйке, безусловно, оказал голландский чемпионат в эпоху «тотального футбола», где молодой на тот момент специалист появился в 1974 году. Эта приверженность ко мгновенному переходу в атакующую фазу и не всегда расчётливая игра в обороне сделала Бошкова обожаемым всеми тренером. Его команды стояли и на другом ките — они всегда были ужасно искренними, славно рубились в каждом матче, и это нравилось болельщикам. Его «Сампдория» в 1991 году сотворила невероятное, выиграв чемпионат Италии в эпоху самого расцвета серии А, в эпоху мощнейших «Милана», «Интера» и «Ювентуса». Причём выиграла скудетто команда из
Генуи практически итальянским составом, в то время как за соперников играли драгоценные звёзды — от ван Бастена до Маттеуса, от Клинсмана до Марадоны, от Гуллита до Симеоне. Достаточно найти и посмотреть абсолютно эпический майский матч «Сампдории» с «Интером» в Милане, чтобы понять, какими были команды Бошкова: нерадзурри была нужна только победа, но генуэзцы дрались за результат, дважды забили и к концу встречи сил у них не хватало даже праздновать.
А Югославия на Евро-2000?.. Разве был хоть кто-то, кто не влюбился в эту команду с трагической судьбой? Бошков позже признавался, что для него не был важен результат на турнире — важно было подарить красивую, запоминающуюся игру настрадавшимся из-за войн и смертей людям. И сборная Югославии сделала это: рубки со Словенией (3:3) и Испанией (3:4) навсегда вошли в золотой фонд матчей континентальных первенств.
Где бы ни тренировал Вуядин Бошков, везде он умел строить настоящий боевой коллектив — неслучайно после его смерти в апреле нынешнего года сразу несколько футболистов, не сговариваясь друг с другом, назвали Вуйке своим вторым отцом. Его умение мотивировать, создавать неповторимую атмосферу в команде было особенно удивительным, учитывая, что Бошков, хоть и знал четыре языка, был невероятно косноязычным. Фразы «Пенальти — это когда судья показывает на точку», «Чтобы победить, нужно забивать, а чтобы забивать, нужно бить по воротам», «Если мы выиграем, то будем победителями, если нет — будем проигравшими», «Карбоне своими финтами запутывает не только соперников, но и своих партнёров», «Лучше один раз проиграть 0:6, чем шесть раз по 0:1» мгновенно становились афоризмами, и над специалистом порой посмеивались. Но футболисты очень любили Бошкова, и его команды играли в футбол, который невозможно подделать. «Я не вижу сейчас никого, кто был бы похож на Бошкова, ведь футбол сильно изменился — тогда в игре было меньше денег», — сказал, вспоминая тренера, дебютировавший в «Сампдории» при Вуйке защитник Марко Ланна.
Вуядин Бошков