Показать ещё Все новости
«Ну что он несёт?» Можно ли стать хорошим комментатором?
Кирилл Дементьев
Иван Карпов и Кирилл Дементьев
Комментарии
Люди с пеной у рта спорят, какой комментатор хороший, а какой – профан. Надо понимать, что на 80 процентов всё это чистая вкусовщина.

Комментаторы из 80-х, которых нам не хватает
Как стать комментатором?

Если вы каким-то образом стали футбольным комментатором, берегите карму. Надо изначально готовить себя к тому, что вас будут ругать, проклинать и называть разными нехорошими словами. Плохая новость – доказать этим ребятам, что вы именно хороший комментатор, а не плохой, вряд ли получится. Поэтому просто пожмите плечами, посмотрите на это сквозь пальцы и махните рукой. Угодить всем невозможно, поэтому важно найти своего зрителя – того самого, которому нравится именно ваша манера.

Собственная манера репортажа вырабатывается годами – только методом проб и ошибок можно нащупать что-то своё. Самая распространённая из этих ошибок – стремление сказать всё и сразу. Когда я только начинал комментировать, мне казалось, что вот сейчас я всем покажу и задам новые стандарты репортажа. Я изобретал красивые фразы, заранее готовил шутки и экспромты и вообще старался впихнуть в минуту комментария как можно больше информации. А зритель от этого обилия фактов, цифр и якобы смешных шуток устаёт, и каждый следующий оборот воспринимается всё хуже и хуже. Отсюда вывод – надо уметь дозировать информацию. Форма иногда бывает не менее важна, чем содержание.

Ещё одно характерное заблуждение – то, что зритель включает телевизор именно ради вас. Зритель включает телевизор, чтобы смотреть футбол, а не слушать моноспектакль великого актёра. Поэтому надо понимать, что альфа и омега – это события на поле, а не ваше собственное обаяние. Если матч откровенно скучный, комментатору нужно его как-то «расшевелить», и тут возможны любые формы – истории, шутки, игра со зрителем, интересная статистика. Это как с мясом. Если мясо не очень свежее, требуются серьёзные усилия, мастерство повара и специи, чтобы сделать из него хорошее блюдо. А отличный стейк-рибай нуждается только в гриле, соли и чёрном перце. Тут главное – не испортить отличное мясо.

Другая крайность – чрезмерная постность репортажа. Человек настолько не хочет никого обидеть и так боится высказать своё мнение, что отделывается общими фразами. И тут уже возникает вполне законный вопрос – а на хрена, извините уж за грубость, ты нам нужен? Просто бубнить что-то себе под нос и громко кричать «гол» — это ещё не значит быть комментатором. Комментатор должен помочь зрителю смотреть футбол – где-то объяснить непонятное, где-то поддержать интерес. Ну и личность комментатора всё-таки должна как-то проступать, он не должен быть роботом.

Важное правило комментария – не говорить того, чего не знаешь и не умеешь. В 70-е и 80-е комментатору было работать и проще, и сложнее. Сложнее – потому что информации об игроках и командах было гораздо меньше. Нельзя было просто открыть Интернет и получить пухлое досье на защитника сборной Таиланда. Нельзя было зачитывать это досье, чтобы замаскировать отсутствие собственных мыслей по самой игре. Но нынешнее обилие сведений – штука, которая работает в обе стороны. Раньше комментатора слушали с раскрытым ртом, так как предполагали, что он знает куда больше вас. А сейчас любая ошибка немедленно документируется и записывается комментатору в пассив. Вот, допустим, комментируете вы «Барселону», а на поле выходит Пабло из второй команды. Вы не обязаны знать, как зовут его бабушку, но у телевизора непременно находится человек, который знает и бабушку, и дедушку, и собаку с кошкой. Потому что он сумасшедший болельщик и следит за «Барсой» 24/7. Не пытайтесь перещеголять фанатов и говорите лишь то, что знаете точно.

Очень важно определить свои сильные стороны как комментатора. Универсалов не существует. Один умеет прекрасно гонять мяч и обладает приятным, поставленным голосом. Другой отличный рассказчик и умеет заинтересовать слушателя. Третий обладает энциклопедическими знаниями о футболе. Четвёртый сам играл в футбол профессионально и может чётко объяснить, почему игрок пробил именно так, а не иначе. В Европе и США распространены парные репортажи, где один – комментатор, а второй – эксперт. У нас гораздо чаще комментируют в одиночку, поэтому комментатор должен совмещать несколько ипостасей. Главное тут – как в продажах. Выставлять напоказ сильные стороны и маскировать слабые. Безусловно, нужно учиться и работать над ошибками. Но если я буду долго и подробно расписывать технику удара Лионеля Месси и употреблять кучу сленговых футбольных выражений, то буду выглядеть как минимум смешно. Гораздо логичнее было бы оставить это Константину Геничу, а самому сосредоточиться на том, что получается лучше.

Это только несколько практических советов и наблюдений комментатора со стажем работы в 13 лет. На самом деле, о профессии можно говорить бесконечно. Ведь футбольный комментарий – это творчество в чистом виде. А творчество – это всегда вкусовщина.

Комментарии