Если бы кто-то решил провести опрос о самом бессмысленном явлении на свете, то чемпионат Франции образца этого сезона наверняка занял бы в нём первое место. Вопрос «кто станет чемпионом» утратил актуальность примерно после семи-восьми туров, а другие животрепещущие темы – попадёт ли «Анже» в Лигу чемпионов, спасётся ли «Генгам» и зачем «Лиону» тренер Брюно Женезио — не слишком интересуют даже самих французов. Во всяком случае стабильной посещаемостью свыше 30 тысяч зрителей могут похвастать лишь марсельский «Олимпик», «ПСЖ» и «Сент-Этьенн», для остальных клубов это настоящее достижение.
Героев, которые не позволяют угаснуть интересу к Лиге 1 при полном отсутствии интриги, не так много. Это и лишённый недостатков Блез Матюиди, который стал игроком года во Франции (опередив Поля Погба и Антуанна Гризманна), и Миши Батшуайи, который «тащит» «Марсель», и Златан, который Ибрагимович… Но Анхель Ди Мария выделяется даже на их фоне.
После неудачного периода в «Манчестер Юнайтед» про вклад Ди Марии в победу «Реала» в Лиге чемпионов быстро забыли. 75 млн евро, отданные за надежду на нового лидера, стали приговором для аргентинца, который не смог приспособиться к новой позиции, играл нестабильно и, самое главное, не понял «философию Луи ван Гала». Кстати, рождение этого легендарного термина произошло именно тогда, во время конфликта Ди Марии с голландцем. В произошедшем многие винили «капризную звезду», хотя время показывает, что всё было несколько сложнее. В любом случае футболист не стал бороться с обстоятельствами (тем более после попытки ограбления своего дома) и предпочёл перейти в «ПСЖ», как только Лоран Блан гарантировал ему возвращение на привычную позицию.
Как Ди Мария вернулся на прежний уровень игры
В Париже Ди Мария сразу же получил то, чего ему не хватало в Манчестере. Во-первых, щадящий график (не путать с исключением из состава по игровым причинам). Травматичный аргентинец не из тех, кто должен играть постоянно, чтобы набрать лучшую форму, – напротив, ему нужно давать отдых, чтобы он её не потерял. Во-вторых, Ди Мария вернулся на правое крыло атаки, где его творческую натуру не отвлекают такие рутинные, низменные вещи, как отработка в защите. Рассеянность аргентинца компенсирует Серж Орье – работоспособный и редко подключающийся к атакам. Страхует и отлично видящий поле Марко Верратти. С этим у Лорана Блана всё довольно строго: если Орье и Верратти не играют, то Ди Мария переводится на левый фланг, поближе к Матюиди. В-третьих, город также пришёлся по душе аргентинцу и его семье. Ну, это как раз понятно. Преимущества Парижа перед Манчестером в футбольном плане как минимум сомнительны, а в остальном – бесспорны.
Ди Мария принял предложение «ПСЖ», как только Лоран Блан гарантировал ему возвращение на любимую позицию.
Лишённый необходимости играть в отборе, Ди Мария оказался в идеальной ситуации для умного и техничного игрока: ему не нужно тратить силы на возврат и поиск мяча (партнёры сами постоянно играют через него), и он лишь в некоторых матчах должен держать линию при обороне. Чаще всего аргентинец вступает в игру в атакующей фазе, а его главные обязанности сводятся к тому, чтобы искать в штрафной Ибрагимовича и Кавани – довольно приятное занятие.
Почему Анхель не делал в «Манчестер Юнайтед» то же самое? Этого не понимает и Лоран Блан: «Ему нужна свобода действий, тогда он приносит больше всего пользы. Не понимаю, почему ему не доверяли в Англии».
После удачного начала сезона в игре Ди Марии в октябре наступил небольшой спад: четыре подряд матча без результативных действий. Но начиная с матча против «Ренна» он вернулся на пик формы. В случае Ди Марии это означает пачку голевых передач и бонусы в виде голов штучной работы, которые дарят эстетическое наслаждение, даже если не определяют результат. В ворота «Тулузы» Анхель забил прямым ударом со штрафного с 35 метров (правда, в соавторы гола нужно записать вратаря гостей Али Аамада).
В Лиге чемпионов в ворота «Мальмё» он отправил два мяча, а через три дня в матче с «Труа» сделал два голевых паса (первый – гениальный). Оцените игру внешней стороной стопы в касание (на видео начиная с четвёртой минуты).
В 17-м туре, в игре против «Лиона», который тогда ещё не болтался в середине таблицы и отставал от второго места на четыре очка, Ди Мария сделал игру, отдав три голевые передачи. Вскоре в интервью он в очередной раз подчеркнул, что личный разговор с Бланом убедил его выбрать «ПСЖ». В правильности выбора сомневаться не приходится: в Париже Анхель находится на своём месте. Кстати, тренер уверен, что он ещё будет прибавлять. Тем временем соперники уже называют Ди Марию гением.
Очевидно, они выражают общепринятую точку зрения, ведь согласно опросу, проведённому среди профессиональных футболистов, Анхель стал игроком месяца в чемпионате Франции.
Насколько Ди Мария важен для команды
Спорить с достижениями аргентинца довольно просто: он играет в чемпионате Франции, где главные трудности у «ПСЖ» возникают не в официальных матчах, а на двусторонних тренировках. И он по-прежнему не поддерживает одинаково высокий уровень на протяжении даже половины сезона.
Но дело в том, что определённая нестабильность Ди Марии не новость. Его тактическая недисциплинированность – тоже не новость (новостью это было лишь для руководства «Манчестер Юнайтед»). В «Реале» под руководством Анчелотти Ди Мария чередовал удачные матчи с неудачными и часто «брал паузы»: в сезоне-2013/14 он вышел в старте всего в 27 матчах Примеры. Зато весной набрал форму и стал одним из героев Лиги чемпионов с тремя голами и пятью передачами. Другими словами, рассчитывать, что Анхель будет лидером топ-клуба, несколько наивно. У него другие функции — делать гениальные передачи, принимать кроссы в касание, вырезать полуудары-полуподачи под штанги и вообще радовать эстетов. С этой ролью аргентинец справляется в «ПСЖ» отлично, а весной выяснится, станет ли он для клуба таким же джокером, каким однажды стал в «Реале».