Зимнее межсезонье – не главный трансферный период в футболе, однако и в эту пору случаются резонансные переходы. В России ситуация осложняется нагрянувшим экономическим кризисом. В таких условиях клубы вынуждены экономить и зачастую искать компромиссные варианты внутри страны, а не за рубежом. Об основных тенденциях на трансферном рынке, уже состоявшихся и готовящихся переходах «Чемпионату» рассказали известные футбольные агенты.
Как финансовый кризис в стране сказывается на трансферной политике клубов?
Алексей Сафонов, агент Сергея Рыжикова:
— Сейчас на рынке нет большого ажиотажа в связи с кризисом. Думаю, только когда трансферное окно в Европе закроется, стоит ждать появления новых игроков в России. Кризис вообще коснулся как всей экономики, так и футбола. Клубы стараются совершать более точечные трансферы, так как высока цена ошибки. У некоторых команд проблем и так хватает – от кого-то уходят спонсоры, иные сокращают финансирование. У всех бюджеты верстаются в
Сергей Пушкин: Жду новостей от «Локомотива». Есть предположение, что туда перейдёт Полоз. А в трансферной политике «Спартака» сложно разобраться – что им нужно?
рублях, а иностранцы сюда не поедут играть за рубли – им наши проблемы до лампочки.
Сергей Базанов, агент Константина Зырянова:
— Сейчас ситуация почти такая же, как и в прошлом году – разве что только год назад клубы вели себя несколько активнее. Сейчас всем очевидно, что мы переживаем пиковое значение кризиса, а футбол неотделим от экономики в России. У одних клубов есть спонсоры, другие финансируются из бюджета. И если президент говорит о сокращении расходов, то они сокращаются и в футболе.
Сергей Пушкин, агент Георгия Щенникова, Тараса Бурлака:
— Тенденции из года в год меняются. В 2000-х все сорили деньгами, кто во что горазд. Теперь стараются тратить с умом, взять максимум за минимум. У топ-клубов условия, конечно лучше, но некоторые могут пользоваться своим бюджетом, и только за счёт грамотного менеджмента команда выживает.
Леонид Истрати:
— Ещё летом была видна тенденция: российские клубы не так вольготно чувствуют себя на трансферном рынке, как раньше. Зимой эта проблема стала ещё актуальнее. Зимний период и без того не слишком популярен в России, но сейчас трансферное движение практически не происходит. Всего лишь несколько клубов смогли усилиться, другие считают каждую копейку. Думаю, большинству придётся обойтись без трансферов.
Какой трансфер из уже состоявшихся больше всего вас удивил этой зимой?
Алексей Сафонов:
— Разве что трансфер Маурисио в «Зенит» — довольно-таки интересный. Можно ещё отметить переход Подберёзкина в «Краснодар». Это один из самых перспективных ребят из «Урала».
Сергей Базанов:
— Пока ничего не удивило, да и не так много трансферов состоялось. Честно говоря, думал, что руководство «Терека» сумеет сохранить Маурисио. А переход в «Зенит» — почему нет? Питерцы получили бесплатного футболиста, который может быть заявлен в Лиге чемпионов. Если летом уйдёт Витсель, то для «Зенита» это возможность за небольшие деньги посмотреть на футболиста. Роман Широков пока никуда не ушёл, у него статус свободного агента. Пока не вижу, что ещё достойно называться громким трансфером. Сантана в «Кубани»? Это игрок, чей яркий период пришёлся на выступление в «Боруссии», а это было давно. «Краснодар» взял Крицюка посмотреть, а Подберёзкин – достаточно перспективен. Если сумеет раскрыться в команде и сделать шаг вперёд, то сможет стать основным игроком надолго. Ткачёв в ЦСКА? Для глубины состава, с учётом травмы Ерёменко. Никто же не предполагал, что освободится Роман Широков и ЦСКА сможет рассчитывать на его кандидатуру. Ткачёв неплохо выглядел в «Кубани», где у него было больше свободы действий, чем в «Локомотиве».
Сергей Пушкин:
— Мне кажется, что главное ещё впереди. Если Широков перейдёт в ЦСКА, это будет супербомба! «Армейцам» нужен вожак в центре поля в отсутствие Ерёменко. Если на полтора года по условиям договорятся, это будет усиление. Конечно, подводные камни тут есть – это непростой характер Романа. Готов ли Слуцкий с ним мириться? Но Леонид Викторович – человек коммуникабельный и, думаю, найдёт ключ к любому игроку. Если кандидатура Широкова устроит Гинера, всё должно свершиться. А в его переход в «Рубин» мне что-то не верится.
Алексей Сафонов: В агентском бизнесе, как у Остапа Бендера, переходный период: эра немого кино прошла, а эра звукового кино ещё не началась.
Может, в Казани он и заработает больше денег, чем в ЦСКА, но у Широкова есть свои амбиции. Стать чемпионом, например.
Политика ЦСКА – покупать молодых игроков за деньги. А в случае перехода Широкова клуб в финансовом плане практически ничего не теряет. Игрока они берут бесплатно, только разве что могут заплатить какую-то сумму агенту. И получат опытного игрока для точечного усиления за минимальные деньги. Это хороший ход.
Леонид Истрати:
— Трансферов было не так много, чтобы чем-то удивить. Возможно, переход Маурисио в «Зенит». Это добротный игрок. Я точно знаю, что он хотел найти клуб в Европе, имел предложения из арабских стран. Но ему пришлось вернуться в РФПЛ, причём переход в топ-клуб – плюс для него. Аренда Крицюка тоже не удивила, парень здорово выглядит в Португалии. «Краснодар» всегда вёл правильную трансферную политику. Он и Подберёзкин из «Урала» — хорошее, точечное усиление для команды.
От каких клубов ещё ждёте приобретений, какие позиции надо усиливать?
Алексей Сафонов:
— Точно усилится ещё «Краснодар», ещё «Спартак» кого-то приобретёт. У «Локомотива» есть проблема: если Ниасс уйдёт, нужно будет брать кого-то ему на замену. Никто не скрывает, что у ЦСКА есть проблемы с деньгами. Но, учитывая уход Думбия, «армейцам» кровь из носа нужен нападающий. «Динамо», думаю, ещё проявится на рынке. У клуба непонятная ситуация по игрокам – многое зависит от того, уйдут ли Жирков, Денисов.
Сергей Базанов:
— Думаю, в «Рубине» ещё будут приобретения, в «Спартаке», Но на этот вопрос лучше отвечать недели через две, когда в Европе закроется трансферное окно, и мы получим возможность следить только за российским рынком. А уж что смогут позволить себе клубы с нынешними скромными финансовыми возможностями – посмотрим. В любом случае зима – не самая жаркая пора для трансферов.
Сергей Пушкин:
— Жду новостей от «Локомотива». Есть предположение, что туда перейдёт Полоз. «Спартак»?
В его трансферной политике сложно разобраться – что им нужно? К примеру, есть определённый круг футболистов, которые выступают на ведущих ролях в «Спартаке-2», но их не берут в главную команду, а берут людей, которые находятся в запасе «Спартака-2».
Леонид Истрати:
— Из «Спартака» ушёл Мовсисян – логично, что клубу будет нужен нападающий. Нужны игроки на позиции Озбилиза, Широкова. Другое дело – найти на эти позиции добротных игроков сложно, особенно зимой. Команды зимой не слишком настроены на этот трансферный период. Венгер даже как-то сказал, что он против трансферного периода зимой. Широкову везде будет хорошо – в ЦСКА он хорошо вписался бы в ситуации с травмированным Ерёменко. Опыт с «Краснодаром» показал, что Роман может освоиться везде. Играл и в «Зените», и поначалу неплохо в «Спартаке». В «Рубине» он тоже бы заиграл.
Как изменилась ваша работа за последние год-два?
Алексей Сафонов:
— Происходит какая-то неразбериха. Прежнюю систему разрушили, а нового ничего не предложили. Как у Остапа Бендера, переходный период: эра немого кино прошла, а эра звукового кино ещё не началась. Что будет, как будет – непонятно. Много вылили негатива, к тому же кризис коснулся всех. Сейчас все агенты сами по себе. Вторая лига валится, как карточный домик, в первой лиге 12 команд и запреты на регистрацию игроков. Ни у кого в России финансов нет, только в Европе большие сделки. Многое пошло на спад. Есть ощущение, что до чемпионата мира 2018 года надежда ещё будет поддерживаться, а после него всё будет только хуже. Нужна программа, чтобы поднять футбол, посещаемость. Пока что этот продукт оставляет желать лучшего. Агенты в принципе могут помочь, но не каждый из них вкладывает в ребят деньги, пытается воспитать их – кто-то хочет положить себе в карман. Надо начинать с детско-юношеского футбола, обучения тренеров. Надо начать платить тренерам достойную зарплату – футболисты после завершения карьеры не хотят идти в непрестижную профессию детского тренера. Чтобы научить детей хорошо играть в футбол, нужны хорошие учителя.
Сергей Базанов:
— Я в своё время мог бы и не получать лицензию агента и спокойно работать юристом. Ничего хорошего реформа, которая была проведена РФС, не принесла. По-прежнему обращаются в огромном количестве футболисты, электронная почта бывает завалена просьбами помочь с трудоустройством. Самая проблема, на мой взгляд, в том, что молодые футболисты, которые больше всех нуждаются в помощи с трудоустройством после окончания школ и контрактов с дублем, будут в большей степени страдать от решений РФС. Непонятна политика ФИФА, которая сообщила об упразднении института агентов, а затем прислала циркуляр о том, что национальные федерации могут оставить этот вопрос на своё усмотрение. У нас же поменялся президент РФС, и Виталию Мутко сейчас не до проблем агентов. Может быть, ближе к осени вернёмся к этому вопросу. Может быть, можно будет заговорить о возврате к этому институту. Форма, порядок проведения сделок, регулирование вопроса – всё это напрямую зависит от федерации. Виталий Леонтьевич всегда спокойно и трезво относился к агентской деятельности. Один из регламентов принимался ещё при его непосредственном участии, когда он был президентом. При Мутко по крайней мере нас пытались слушать, приглашали на обсуждение текстов регламентов. Затем ситуация немного изменилась – и кардинально поменялась при Николае Толстых. Насколько она правильная – время покажет. Мне кажется, упразднение агентского института в том виде, в котором оно произошло, ни к чему хорошему не привело. Сработала старая российская истина: если что-то не поддаётся контролю, это уничтожается. Считаю, что агентский бизнес можно было и контролировать, и управлять им, и не стоило его уничтожать. На тот момент руководств РФС было просто не в состоянии это делать.
Сергей Пушкин:
— Поменялось только одно: теперь не надо ездить в РФС, контракты регистрировать. Это плюс. Раньше юристы РФС находили кучу подводных камней в наших контрактах, а теперь у нас прямые отношения с футболистами. В остальном всё осталось по-прежнему. В агентской деятельности в любом случае самое главное – человеческие отношения. С Щенниковым, Бурлаком мы стали практически близкими людьми, я могу довериться им. Мне с ними даже не нужен контракт. Что касается тенденции последних лет, то денег стало в разы меньше. Но если агент порядочный, он будет действовать в интересах игрока и даже в ущерб себе. Не заработаешь на этом – заработаешь в будущем.
Леонид Истрати:
— Поменялась формулировка статуса агента. Но работа как велась, так и ведётся. В отношении России много переговоров и пока не реализованных планов. Клубы изменили поведение на трансферном рынке, так что пришлось чуть-чуть поменять вектор. Сейчас больше работаю с большим акцентом на Италию, Германию – тоже интересно. Понадобится помощь от меня и моей компании в России – всегда окажу её с удовольствием.