«Осень холосо». Как Стогниенко работает во Франции
Владимир Стогниенко
Владимир Стогниенко
Комментарии
Неблагополучные предместья Парижа, исландские фанаты и китайские комментаторы – в заметках Владимира Стогниенко из Франции.

Сегодня состоится первый полуфинальный матч Евро-2016, между Португалией и Уэльсом. Завтра второй – Германия – Франция. Его будет комментировать Владимир Стогниенко, который параллельно делится своими эмоциями от турнира с читателями «Чемпионата». Последней игрой, репортаж с которой вёл Владимир, была встреча как раз французов с исландцами. Ниже – впечатления комментатора и нашего автора от турнира и его атмосферы.

Париж и Сен-Дени сдержанно восприняли выход своей сборной в полуфинал чемпионата Европы. Во всяком случае никаких массовых гуляний я не видел. Сен-Дени – далеко не центр Парижа, это неблагополучный пригород. Ко всему прочему, шёл нудный мелкий дождь, потому толпы быстро рассосались. Хотя надо сказать, что когда играет Франция, только и чувствуется, что страна принимает чемпионат Европы. В обычное время французы живут своей привычной жизнью, тут хватает и своих забот.

→ Спасибо за сказку! Исландия едет с Евро разгромленной, но гордой

О кухне и достопримечательностях

Франция – страна, у которой сейчас много проблем, и она ими сильно озабочена. Для неё этот Евро – совсем не то же самое, что для Бразилии или даже ЮАР были чемпионаты мира. Но не стоит забывать, что Франция занимает первое место в мире по туристическому потоку, потому для неё иностранцы не в диковинку. Во время Евро в два раза выросли цены на отели. Кухня, конечно, здесь всегда на уровне. В чём в чём, а в еде французы знают толк, а хорошее вино тут и вовсе бывает дешевле воды.

А вот пивной культуры как таковой, кажется, и нет. Хотя в Лилле, на границе с Бельгией, мне показалось, что больше предпочитают именно пиво. А в остальных регионах все повсеместно пьют вино, за ужином выпить бокал-другой — это вообще традиция.

Что касается достопримечательностей, то за весь турнир у меня было два свободных дня, в которые я посетил Лион. Город произвёл прекрасное впечатление – за

день посетил там три музея, погулял и сохранил яркие воспоминания. Понравился и Монпелье, хотя там я оказался скорее проездом. Здесь проходил ЧМ-1998, однако сейчас город остался без крупного турнира. Ну и выделю Тулузу – тоже ничего так город, спокойный. Теперь я отправляюсь в Марсель комментировать свой последний матч на этом Евро, после чего вернусь в Москву. Вряд ли успею посетить какие-то достопримечательности, так как приеду в ночь перед матчем. Максимум прогуляюсь до порта. Но в Марселе я до этого никогда не был, потому с интересом буду смотреть по сторонам.

О фанатах

Что касается антуража: в воскресенье я впервые встретил исландских фанатов. Ехал в метро на матч, и на станции «Сен-Лазар» они ввалились в вагон огромной толпой. Исландцы, конечно, особенные. Для них этот Евро был редчайшим случаем и поводом, чтобы немножко зажечь. Даже валлийцы более включены в европейскую футбольную жизнь, для исландцев же этот Евро был очень большим праздником. Многие из исландцев постоянно ходили с пивом, хотя, в отличие от тех же ирландцев, они показались мне более трезвыми. С ними было очень много детей, даже маленьких совсем, что тоже выделяло исландцев среди других футбольных фанатов.

→ Как я с президентом Исландии смотрел футбол на фанатской трибуне

Видел, как в Лилле наши с англичанами бегали друг за другом, а за ними полиция, но это скорее были затухающие отголоски Марселя и ничего сверхжестокого уже не было. А так, запомнились североирландцы с валлийцами. Эти сборные редко между собой играют. Их фанаты вместе ехали на матч 1/8, общались на одном языке и пели одни и те же песни.

Кроме того, произвело впечатление нашествие бельгийцев в Лилль. Там до бельгийской границы километров 15, потому в день матча с Уэльсом в городе приезжих было более 100 тысяч. Весь город был заполнен болельщиками «красных дьяволов», в огромных количествах употреблявших пиво, в этом они большие специалисты.

→ «Обязательно уезжай из России!» — бельгийцы обратились к Витселю

Сама же Франция не живёт футболом однозначно. Хотя в Лилле, когда их сборная выиграла у Албании, толпы людей высыпали на улицу, распевая «марсельезу». Свою команду они как следует поддерживают всей страной.

О протестах

В Бразилии были протесты определённой части населения против проведения чемпионата мира. Однако когда турнир стартовал и команда сыграла несколько матчей, все об этих протестующих забыли. Такого мундиаля, как в Бразилии, не может быть нигде и никогда. Разве только в Аргентине, если она сподобится его провести. Тогда вся страна дышала чемпионатом мира. Во Франции же всё обстоит несколько иначе. Сам я не говорю по-французски, а здесь людей, владеющих английским, меньше, чем можно было бы ожидать. Исходя из того, что я слышал, все местные жители поддерживают Евро. Конечно, существуют речи в стиле «лучше бы решили местные проблемы», но они скорее повсеместные. Тем более все местные жители, работающие в сфере услуг, понимают, что те же приехавшие сюда 40 тысяч исландцев потратили немалые деньги на то, чтобы здесь находиться. А это миллионы евро.

О неблагополучных районах

Приходилось не просто проезжать мимо них, но и находиться там. Тот же Сен-Дени – один из самых неблагополучных районов Парижа. Получилось так, что перед матчем-открытием я там жил. В этом районе проживает очень много выходцев из африканских и арабских стран. Местные посматривают на туристов косо. Я пытался тут местную симку купить для телефона. Подумал-походил и вернулся в гостиницу. Несмотря на то что в Сен-Дени находится аббатство, являющееся древней усыпальницей французских королей, сейчас это пригород, притом не самый благополучный. После тех же ЮАР и Бразилии чем-либо испугать довольно сложно, но районы, в которых неуютно, конечно, есть. И Парижа это тоже касается.

О работе на комментаторской позиции

Каких-то форс-мажоров не было. Но вот на матче Франции с Исландией со мной рядом сидела пара китайцев с CCTV. У меня был какой-то новый пульт, в котором я не совсем разобрался, и в результате не смог настроить наушники так, чтобы слышать себя. Рёв вокруг стоял серьёзный, себя я не слышал и потому чересчур громко орал в первом тайме. Во время перерыва китайские коллеги просили меня отсесть от них на один стул, так как, по их словам, меня отлично слышно по их телевидению, и в Пекине я уже большая знаменитость. Всё же в перерыве я настроил как следует пульт, отсел от них, и уже так не вопил, за что они меня сильно поблагодарили. После матча попросили сфотографироваться. Я, вспомнив своё пребывание в Китае, сказал «нихао», они ответили «осень холосо». В общем, мы поняли друг друга.

Комментарии