«Ювентус» и «Рома», решившие судьбу «скудетто» в середине декабря, ещё не разогнались как следует во втором тайме, когда рядом с Марио Манджукичем вспыхнул очередной костёр. Хорват получил передачу на фланге, куда вновь и вновь старательно смещался, отхватил по ногам от Костаса Маноласа, упал, через пару секунд ощутил на себе праведный гнев Антонио Рюдигера – с безумными глазами и грязными словами. В важных матчах Манджукичу обычно сносит башню, это вызывает неконтролируемые последствия – от красных карточек до работы против «Баварии» Гвардиолы с таким нечеловеческим остервенением, будто он Роман Ерёменко. Марио поднялся, недоумённо развёл руки в стороны, не понимая Рюдигера, и спокойно побрёл к чужой штрафной — продолжать действовать защитникам «Ромы» на нервы.
Когда начался первый тайм итальянской мясорубки, случилась похожая история. Рюдигер корпусом выкинул Манджукича за рекламный щит (шла 2-я минута), Марио сразу захотел отомстить – полетел под защитника «Ромы» в кровожадный подкат, не замечая мяча, – но сразу же остыл. Следующий подкат Манджукича был в мяч.
Слишком не похоже на человека, который всегда страдал от собственных эмоций.
Стать топ-нападающим в глазах болельщиков Марио Манджукичу мешают две вещи. Первая – недостаток забитых мячей: если ты мало забиваешь или много промахиваешься, массовое сознание поставит на тебе крест и работа на поле останется за кадром. Вторая – чрезмерная зависимость от эмоций. Легенда хорватского футбола Чиро Блажевич, работая с Манджукичем в «Загребе», когда ни о каком топ-уровне речь не шла, наградил форварда почётным прозвищем Đilkoš – Безвкусный. Блажевич считал Марио палкой, в которую надо попадать мячом,
Манджукич обижался, замыкался в себе, думал прогуливать тренировки, а потом, спустя годы, срывался, когда журналисты спрашивали про прозвище. Теперь Марио почти не общается с прессой, а всё, что знают о личной жизни Манджукича, – это его надписи на бутсах: имя девушки и имя собаки Лени.
Потом была «Бавария», где Манджукичу хватило однажды метнуть руку, празднуя гол (расценили как фашистское приветствие), чтобы его посчитали врагом народа. Был Гвардиола, ссоры, обиды, исключения из заявки, отъезд в Хорватию перед финалом Кубка Германии с гуманитарной помощью жертвам наводнения. Был «Атлетико» – из того периода карьеры больше всего запомнился кадр матча с «Реалом»: окровавленное непонимающее лицо Манджукича, получившего локтем в глаз от Серхио Рамоса. Диего Симеоне, ещё один тренер-харизматик, тоже не смог вписать Марио в игру «Атлетико», начались новые обиды. Манджукич принимал всё близко к сердцу, как многие дети войны – однажды в Славонски-Броде около дома Марио что-то рвануло и отец семейства сразу решил бежать. Семья переехала в Штутгарт, Манджукич-младший ходил на матчи отца, игравшего в центре защиты, и удивлялся игре малоизвестного форварда. Его звали Фреди Бобич.
Старый Манджукич точно не стал бы после гола Пьянича «Кьево» бежать с поздравлениями к Игуаину, который вообще гулял в сторонке.
Всегда было так: где Марио Манджукич, там не обязательно есть голы, но там много огня. Массимилиано Аллегри, сильный психолог, не смог потушить огонь в голове Манджукича насовсем – в туринском дерби Аллегри убрал с поля хорвата, а не сонного Игуаина, Марио обиделся, пнул бутылку с водой, ударил по скамейке, потом сидел с каменным лицом в раздевалке, пока не вмешался Патрис Эвра. Но, в отличие от Гвардиолы, Аллегри не идёт на конфронтацию: «Недовольство Марио? Конечно, я его понимаю. И это нормально».
Психологическая работа Аллегри с хорватом, которого после 90-миллионной покупки Игуаина отправляли в разных направлениях (потому что где вы видели, как в запас сажают 90-миллионных новичков?), очевидна. Старый Манджукич точно не стал бы после гола Пьянича «Кьево» бежать с поздравлениями к Игуаину, который вообще гулял в сторонке. В Италии жест расценили как желание Марио наладить контакт с конкурентом.
Старый Манджукич, вылетев за рекламные щиты на первой минуте, взял бы со скамейки оружие и отправился всех убивать.
Старый Манджукич полетел бы обмениваться ругательствами с Рюдигером, встретив его безумный взгляд.
А этот Манджукич полезен в стрессовых условиях. Осенью «Ювентус» остался без Пауло Дибалы, Аллегри перестроил бьянконери на игру с двумя «башнями», Игуаином и Манджукичем, поколдовал над тактикой – и оба форварда стали уживаться на поле, абсолютно не дублируя друг друга. В матче с «Ромой» функции Манджукича и Игуаина были чётко разделены: хорват ловит все верховые подачи, вместе с ним за верх отвечает Стефано Стураро (в очередной раз удивляюсь его умению бездарно проводить средние матчи и выжигать всё пространство в важных играх), а аргентинец караулит отскоки, не включаясь в верховую борьбу.
Аллегри разделяет функции своих нападающих и в прессинге. Игуаин пассивен в игре без мяча, зато Манджукич отрабатывает в отборе постоянно. Когда «Рома» вжала «Ювентус» в свою штрафную и обложила угловыми, Марио эпизодически исполнял функции правого защитника. Прыжок хорвата под подачу Перотти у своего углового флага – очень нетипичная вещь для форварда, Манджукич проделывает такое в каждом матче, где «Ювентусу» требуется плотность у своих ворот. Всего за матч у Марио 3 перехвата и 3 попытки отбора, из которых 1 удачная, но цифры не очень хорошо отражают работу Манджукича – благодаря его работе «Рома» нервничала под прессингом, а Кевин Стротман, мозг джаллоросси в глубине поля, придумал всего одну острую передачу за игру.
Блажевич считал Марио палкой, в которую надо попадать мячом, Манджукич обижался, замыкался в себе.
Игуаину и Манджукичу комфортно в качестве «сладкой парочки». Гонсало начал понемногу испепелять критику в свой адрес – гол «Роме», который Игуаин придумал сам, задавив Де Росси, стал для аргентинца 10-м в чемпионате Италии. Манджукич забивает меньше – всего 4, у Миралема Пьянича голов больше, – но продолжает совершенствоваться в других вещах: в прессинге, движении без мяча, теперь и в психологии. После тренировок он ежедневно остаётся тренировать удары головой, просит кого-нибудь из товарищей навешивать, внимательно слушает Аллегри на тактических занятиях. Никогда Манджукич не был так стабильно эффективен, работящ, а главное, спокоен, как в нынешнем «Ювентусе». Одна причина, из-за которой Марио много критиковали, пропала – обретя стабильность и мощную конкуренцию, в 30 хорват проводит свой лучший сезон.
Вторая останется. Марио никогда не забивал в масштабах Роберта Левандовского или Луиса Суареса, но это не мешает ему быть топ-форвардом.