Последние два года польского полузащитника – это неудачный артхаусный фильм: ничего не происходит, и всем хочется, чтобы это быстрее закончилось. У этого спада есть объяснение. А пока вспомним, что пару лет назад Крыховяк был совсем другим игроком.
Летом 2016 года президент «Севильи» Хосе Кастро не скрывал желания удержать польского опорника, но одновременно был честен с болельщиками. «Нам предложили за него большие деньги. С такими деньгами нам будет проще удержать тех игроков, которые готовы остаться». Всё ясно: от предложения «ПСЖ» Крыховяк отказаться не мог и давил на «Севилью», чтобы его отпустили. Это желание выглядело логично: в Париж только что ушёл тренер Унаи Эмери, который вывел поляка на пик карьеры.
Крыховяк играл ключевую роль в смелой, но сбалансированной «Севилье» Эмери. Пока в атаке решали Гамейро и Витоло (а чуть раньше – Рейес), поляк выполнял в центре поля функцию кризис-менеджера. Рядом с Банегой такой человек просто необходим, и команда выглядела солидно не только в атаке, но и в обороне, и быстро перестраивалась. Заслугу Крыховяка в этом трудно переоценить. Но отчасти можно объяснить цифрами.
Семь отборов и перехватов на 90 минут игры в Примере. Почти восемь отборов и перехватов на 90 минут игры в еврокубках. Пиковый Крыховяк по цифрам почти не уступал Н’Голо Канте образца чемпионского «Лестера». Но его функции нельзя свести только к отборам и перехватам, потому что важен ещё и стиль игры. Если Канте набивал статистику в оборонительной команде, решая довольно узкий диапазон задач, то Крыховяк играл в команде, которая была гибкой и умела подстраиваться под соперников, хоть и любила владеть мячом. Это подразумевает чтение игры на два хода вперёд – чтобы не ошибаться в передачах и чтобы страховать увлекающихся партнёров.
В «Севилье» с этим не было проблем. По точности паса он два года подряд входил в тройку лучших (среди игроков, которые сыграли хотя бы 20 матчей). Что касается чтения игры – в приведённой выше статистике отборов и перехватов последних почти в два раза больше.
Возможно, такая универсальность поляка пошла ему во вред. Эмери решил, что тот может играть как угодно и делать на поле всё. В частности, стать в «ПСЖ» своим Бускетсом. В этом игрок обвинил тренера год назад, когда ушёл в аренду. Цитата: «Эмери сказал мне, что я на своей позиции должен играть как Серджи Бускетс. Я понимал, что не могу выполнять такие задачи, которые ставил тренер, на позиции опорника. Я не мог понять то, что случилось в Париже. Перед стартом сезона мы разговаривали с тренером и спортивным директором. Тогда я знал, чего от меня ждут. Потом оказалось, что ситуация вообще другая. От меня требуют вещи, которых я не могу предложить».
Действительно, хороший короткий пас ещё не превращает опорника в Бускетса. Каталонец не только играет в пас на космическом уровне, но и способен разыгрывать мяч под прессингом.
Этого Крыховяк дать команде не смог и провёл целый год на скамейке запасных под очень возрастным, но всё ещё идеальным в роли метронома Тьяго Моттой.
Сменив команду, он не справился с новыми функциями. Разницу стилей команд можно легко представить по обычной статистике передач: в «Севилье» Гжегож делал 45 за игру, в «ПСЖ» — 55 за игру. Но ни этой вовлечённости в игру в пас, ни даже точности передач за 90% не хватало для начала атак на том уровне, который был нужен Эмери.
Мотивация – это риск?
Прошлый сезон Крыховяк отыграл в аренде в «Вест Броме». Ясно, что он ехал в Англию за практикой, но выбрал не лучшее место и не лучшее время. «Вест Бром» с треском развалился. Три тренера за сезон, отставка президента, протесты болельщиков и угнанное игроками такси. В этом паноптикуме было легко потеряться. Поляк не провалился, но и лидером не стал, команду не тянул. В то же время проявились проблемы с тренерами. Сразу с двумя.
Начало сезона, Тони Пьюлис: «Гжегож только адаптируется к новому чемпионату. Давайте не забывать, что он год не имел игровой практики. Уверен, он может играть ещё лучше». Алан Пардью вступил в конфликт с игроком, когда тот отказался пожать руку после замены. «Он здесь в аренде и должен выказывать больше уважения. Я поддерживал его, когда он был не особенно хорош». Клуб оштрафовал игрока на 100 тыс. фунтов. А третий тренер «Вест Брома», Даррен Мур, просто усадил его в запас. В восьми последних турах он вышел с первых минут всего раз.
Но всё-таки отправился на чемпионат мира. Сборная Польши сильно разочаровала качеством игры, а анализировать перспективы любого по трём матчам было бы странно (хотя некоторые скауты до сих пор это делают). Одна грубая ошибка и один гол в матче с Сенегалом дают представление скорее о психологическом состоянии футболиста, чем о его игровых навыках.
Стиль – это преимущество
Проблема с мотивацией – главный риск, который несёт в себе аренда Крыховяка. Английский опыт показывает, что, когда поляк не видит у проекта перспективу, он может снизить требования к своей игре. С другой стороны, клуб, который с первых туров уходит на дно в АПЛ, и клуб, который выиграл чемпионат и попал в Лигу чемпионов, всё-таки предоставляют несопоставимые условия работы. Тем более что Крыховяк не первый футболист, который приходит в «Локомотив» на фоне явного спада в карьере и не в лучшем психологическом состоянии.
В «Локомотиве» у него будет возможность напомнить о себе в Европе. И вернуть свой лучший футбол, потому что стилистически команда ему вполне подходит.
«Локо» легко отдаёт мяч. Юрий Сёмин точно не станет строить из Крыховяка Бускетса. Напротив, будут востребованы его лучшие качества – умение играть в контактный футбол, резкость без мяча, умение страховать зоны. Другое важное качество, о котором я ещё не говорил, – отличная игра в воздухе. За два сезона в «Севилье» поляк был лучшим и вторым в команде по выигранным единоборствам. Для команды, которая в прошлом году иногда использовала в качестве таргетмена Дмитрия Тарасова, это будет отличной опцией начала атаки от ворот.
Пока всё это похоже на качественное усиление ключевой для тренера позиции.