У финальной серии Кубка Гагарина был сценарий! Заявляю вам об этом совершенно откровенно и определённо. Конечно же, был сценарий. Ведь соперничали в финале две сильнейшие, что доказали всем сезоном, команды КХЛ, два амбициознейших клуба. Соперничали за чемпионство! И даже — вот так вот вдруг станет это для кого-то сущим откровением, кто знает? — не один сценарий был в финале, а целых два!
И было у финала Кубка Гагарина два режиссёра. Нет-нет, они ни от кого не прятались и не прячутся. Они были, есть и будут на виду. Зовут их Зинэтула Хайдярович Билялетдинов и Кари Сакари Хейккиля.
Режиссёры, скажу вам, от бога. Лучшие в том деле, в коем являют собой достойный только подражания пример. В хоккее.
Вот ведь что интересно и, пожалуй, характерно очень было в этой седьмой игре. Она, в отличие от большинства предшественниц, — тут мы, конечно, совершенно сумасшедший ошибками одной стороны пятый матч в первую очередь вспоминаем, — прошла совсем «без дураков». Ошибок в ней, считайте, и не было. Такое прямо впечатление, что Фортуна, наигравшись за первые шесть, и подустав чудить, сказала: а теперь разбирайтесь-ка, ребятки, сами.
А то вы думали, что в плей-офф, и тем паче в финале, играют на авось? Сейчас, мол, начнём, а там уж как-нибудь? Могу вас заверить, что так в плей-офф и тем более в финале не играли, не играют и играть не будут. Никогда.
Вообще-то все эти сценарии мы рассматривали и предполагали ещё перед началом финала, задаваясь вопросом «Так что, Кубок Гагарина на улицу Гагарина?». Фиксировали момент при счёте 2-2 в серии, сравнивая команду Кари Сакари с Машиной, а команду Зинэтулы Хайдяровича — со Зверем. «Машина и Зверь» — таким и был этот финал, не иначе. А когда стало 3-3, мы сделали очевиднейший, опять же, на тот момент вывод, что судьба решающего седьмого матча будет решена альтернативой: «Сила или характер?».
Класс команд и мастерство исполнителей мы выводили за скобки этой «формулы возможного успеха». Хотя у Ярославля «карта на раздаче» объективно всё-таки получше была. Но «Ак Барс» находил каждый раз свои, другие козыри. Что, опять же, убедительно доказано шестью матчами, после которых было ровно.
Удачу, фарт, пруху, конечно, никак нельзя было в расчёт не принимать. Причём во всей этой серии — в которой она симпатии свои, мы все видели, разложила примерно поровну. Что, тем паче, в одном решающем седьмом матче — который оказался очень умным, правильным очень. Таким, каким и должен оказываться, наверное, решающий матч финала. У нас-то, в нашем плей-офф, впервые была такая седьмая игра. И она теперь если не ориентиром для всех возможных следующих, то, во всяком случае, прецедентом выступает.
«Ак Барсу» вообще находилось, что убедительно ответить. Трижды — после такого, после чего, казалось бы, ничего уже и не скажешь. Особенно в том самом шестом матче, после такого-то пятого, когда минута какая-то, и всё — всё перевёрнуто не в твою пользу. Но — «она вертится!». И именно в этот, полагаю, момент сила в силе своей окончательно и усомнилась. Покой потеряла. Приобрела страх. Что — сбоит, не работает. Что что-то идёт не так.
Вот ведь что интересно и, пожалуй, характерно очень было в этой седьмой игре. Она, в отличие от большинства предшественниц, — тут мы, конечно, совершенно сумасшедший ошибками одной стороны пятый матч в первую очередь вспоминаем, — прошла совсем «без дураков». Ошибок в ней, считайте, и не было. Такое прямо впечатление, что Фортуна, наигравшись за первые шесть и подустав чудить, сказала: а теперь разбирайтесь-ка, ребятки, сами. И слово своё сдержала так крепко, что даже в двух выходах один на один, раз «Локомотиву» и раз «Ак Барсу», даже краешком не улыбнулась. Разбирайтесь сами.
И — разобрались. Победил — характер. Сценарий Зинэтулы Хайдяровича победил. Оказался на самую пусть чуть, на самую малость, но реальней, жизненней и просто живее сценария Кари Сакари. Более долгоиграющим оказался.
И в этом он ведь и состоял, сценарий Билялетдинова. В том, чтобы играть до упора. Как ни покажется это на первый взгляд парадоксальным, представляя себе кадровые проблемы «Ак Барса» в финале. Но Билялетдинов с самого начала прекрасно понимал, что эту силу силой не возьмёшь. Да и не было у него по известным причинам того лома, который мог бы стать приёмом против ярославского. Тут стратегической хитростью нужно было брать. Не измором, но испугом. Затягивая серию до последнего, разрывая её ход на отрезки, на «подъём-перевороты», устраивая этакие психологические горки уверенному в себе и в своей силе на все сто сопернику. Чтобы в самый распоследний, самый решающий момент не силой с ним, сильным, мериться, не на чужом поле что образно, что буквально. В общем, зверский это был сценарий, как раз в расчёте на характер.
А сценарий Хейккиля, напротив, не мог не иметь доминантой несомненное и скорое «пришёл, увидел, победил» — торжество силы. Против которой не сдюжишь, не попрёшь и оставь надежду. Он, сценарий этот «машинный», прекрасно ведь, без сбоев, на самом-то деле, весь плей-офф проработал. Весь плей-офф — до финала. И в первом казанском матче — более чем. И первую половину второго. Такая же победа в котором уже не оставляла сопернику никакой надежды. Но… но здесь-то, в почти крайний уже момент, выяснилось, что «Ак Барсу» есть что сказать в ответ.
«Ак Барс» относился к самой игре как таковой иначе. Поэтому, наверное, и больше суетился, и больше ошибался. Трижды оказывался на краю. Чтобы вспыхивать и переламывать. Это — характер. Честное слово, вот она, суть. «Локомотив» на льду работал, и зрелище это было образцовое! «Ак Барс» на льду жил и не хотел умирать, и зрелище это было восхитительное!
«Ак Барсу» вообще находилось, что убедительно ответить. Трижды — после такого, после чего, казалось бы, ничего уже и не скажешь. Особенно в том самом шестом матче, после такого-то пятого, когда минута какая-то, и всё — всё перевёрнуто не в твою пользу. Но — «она вертится!». И именно в этот, полагаю, момент сила в силе своей окончательно и усомнилась. Покой потеряла. Приобрела страх. Что — сбоит, не работает. Что что-то идёт не так. При том, что внешне — ну чистый случай.
Тоже, кстати, интересный момент — как бы, с каких бы рикошетов ни залетали шайбы в ворота «Ак Барса», игроками системы они воспринимались именно так, системно. Мы гнём свою линию, гнём, гнём, гнём, и… всё равно гнём. Удача сопутствует сильным, так ведь? «Чтобы забить любой гол, надо приложить очень немаленькое усилие. Даже когда бывают глупые голы, им предшествует очень большая работа», — это совершенно искренние и очень системные слова Алексея Михнова после пятого матча. В котором «Локомотив» совершенно атипичные, немыслимые просто количеством своим и своевременностью ошибки соперника воспринял просто как должное, как закономерное, как всегдашнее и неизменное. Это, опять же, позиция силы.
«Ак Барс» относился к самой игре как таковой иначе. Поэтому, наверное, и больше суетился, и больше ошибался. Трижды оказывался на краю. Чтобы вспыхивать и переламывать. Это — характер. Честное слово, вот она, суть. «Локомотив» на льду работал, и зрелище это было образцовое! «Ак Барс» на льду жил и не хотел умирать, и зрелище это было восхитительное!
А седьмой матч прошёл совсем «без дураков», практически без ошибок. «Локомотив» его отработал от и до. «Ак Барс» — прожил с первой секунды и до последней.
А насчёт той самой единственной «золотой» шайбы Морозова — право слово, не стоит. Это мало для хоккея, очень мало — всего-то 1:0. Но задайтесь простым вопросом: а чего было хотеть, забивая вообще ноль? А что до якобы (или не якобы) непосредственно предшествовавшего голу нарушения у «Ак Барса», которое якобы (или не якобы) судьи якобы (или не якобы) прохлопали — то свою победную в пятом матче «Локомотив» забивал якобы (или не якобы) из офсайда, которой якобы (или не якобы) прохлопали тоже.
У «Локомотива» целых 9 минут 56 секунд ещё было после этого, чтобы сравнять. Но это был уже, видно, совсем не его сценарий — отыгрываться на характере. Быть не Стахановым, а Матросовым. У «Локомотива» был на самом деле его шестой матч до этого. А для «Ак Барса» седьмой, решающий, начался не в Казани, а в Ярославле ещё тогда…
Как вам такой сценарий? Хоккейный! Только ему, реальному и очевидному, можно сказать: «Верю!».