Показать ещё Все новости
Кухоткин: хоккей – это не работа, а образ жизни
Святозар Иванов
Николай Кухоткин
Комментарии
Сервисмен хоккейного клуба СКА-1946 и сборной МХЛ "Красные Звёзды" рассказал о секретах профессии.

Как там говорилось в известных строчках детского писателя Сергея Михалкова? «Все профессии нужны, все профессии важны». Вот и в таком сложном механизме, как хоккейная команда, важную роль играют не только игроки и тренерский штаб, но обслуживающий персонал команды. Хотя порой работа администраторов, докторов, массажистов и сервисменов, тех самых бойцов невидимого фронта, остается за кулисами хоккейного действа.

Вот мы и решили приоткрыть ту самую завесу тайны и рассказать болельщикам о том, кто помогает делать коньки острее, форму ярче, а клюшки жестче. Наш сегодняшний герой – Николай Кухоткин, сервисмен хоккейного клуба «СКА-1946» и объединенной команды МХЛ «Красные Звёзды».

— Как вы попали на столь необычную должность? Все-таки этому ремеслу особенно нигде и не обучают.
— Я с детства был связан с хоккеем и четыре года назад, когда только-только образовалась Молодежная хоккейная лига, меня пригласили в команду «СКА-1946». Так получилось, что втянулся и остался здесь надолго.

— А сами до этого в хоккей играли?
— Нет, раньше не занимался, но, как говорится, всегда был рядом с хоккеем, всегда в теме. К тому же у меня брат очень долго играл, даже до состава молодежной команды дорос. Да и друзей-хоккеистов в общем кругу было предостаточно.

— Приняли предложение «СКА-1946» сразу?
— Да, конечно. Хотелось попробовать для себя что-то новое. Здесь сложилось много факторов «за»: новый клуб, новая лига, новые впечатления.

— Получается, что вы прошли все, если можно так выразиться, вехи развития молодежного клуба. По сравнению с первым сезоном многое изменилось?
— Если говорить об МХЛ, то лига вывела организацию молодежных соревнований на совершенно иной уровень. Я еще застал времена Первой лиги, где играли фарм-клубы команд, конечно, по сравнению с этим МХЛ сделала невероятно большой скачок. Лига старается всячески помогать талантливым начинающим хоккеистам как можно плавнее сделать переход в главную команду, что раньше было практически невозможно.

Опять же, стали проводиться различного рода «Матчи звезд» – Кубок Вызова, в прошлом году были аналогичные мероприятия за Кубок Будущего и Кубок Поколения. Хоккеисты клубов МХЛ получили возможность выступать на международной арене под знаменами объединенной команды Red Stars. Так что с каждым годом лига все больше и больше развивается и двигается только вперед.

Николай Кухоткин: хоккей – это не работа, а образ жизни

Николай Кухоткин: хоккей – это не работа, а образ жизни

— Что скажете по поводу инфраструктуры? Ужесточение требований регламента Молодежной хоккейной лиги поспособствовало повышению ее уровня?
— Естественно, ведь руководство лиги ввело четкие рамки по отношению к спортивному сооружению, и если МХЛ что-то не устраивает, команду попросту могут не допустить до розыгрыша чемпионата. Нужно и определенное количество зрителей, и не абы какие раздевалки, как было раньше. Все изменилось к лучшему, да и самим ребятам стало намного комфортнее. Они уже не играют плечом к плечу со взрослыми мужиками, спущенными из основной команды, а соревнуются между собой на равных.

— Есть ли города на карте МХЛ, которые, откровенно говоря, недотягивают до уровня остальных?
— Понятно, что у всех команд разный достаток, у кого-то есть взрослая команда, кто-то существует на деньги частных инвесторов, но в целом клубы стараются поддерживать свои арены в надлежащем состоянии. Конечно, труднее тем, чей дворец спорта построен в 80-е и 90-е года прошлого века…

— А каким был для вас самый экстремальный выезд?
— Смотря в чем заключался экстрим. Тяжеловато даются путешествия в Хабаровск, но что касается условий, там все на высшем уровне. А вот Кирово-Чепецк, не в обиду «Олимпии», от всех остальных регионов значительно отставал.

— Существует ли какая-то помощь именно по вашей части на гостевых аренах от принимающей стороны?
— Естественно, все друг другу стараются помочь. В некотором роде у нас образовалась традиция выручать друг друга в трудной ситуации. За четыре года уже и познакомиться успели, и поработать вместе. В другой регион приезжаешь – тебе помогут, в Питере поможешь ты. А как же иначе?

— За «армейскую» команду не обидно, что выступает в откровенно устаревшем дворце «Юбилейный»?
— Нет, абсолютно не считаю, что для Молодежной хоккейной лиги арена является устаревшей. Здесь есть все необходимое для регулярных тренировок и проведения матчей – тренажерный зал, раздевалки вполне надлежащего уровня. Да, для КХЛ и большая арена «Юбилейного» уже не очень-то под стать, но для главной команды существует «Ледовый», там все направлено на то, чтобы СКА показывал игру экстра-класса и привлекал болельщиков различными методами.

Вспомните, до недавнего времени здесь базировался и клуб ВХЛ ХК ВМФ, и три команды – СКА-1946, «моряки» и «Серебряные Львы» уживались на одном стадионе.

— Что касается молодежной команды СКА, на ваш взгляд со стороны, ее уровень вырос по сравнению с первым годом?
— Ох, это несколько провокационный и деликатный вопрос, который лучше всего адресовать кому-нибудь из тренерского штаба. И тогда ребята выступали сильные, и сейчас есть те, кто может вырасти в отличных мастеров.

— С кем из тренерского штаба вам было удобнее всего работать?
— Так уж сказать и нельзя. В первый сезон начинал управлять Михаил Кравец, затем его сменил Айван Занатта, у которого, мягко говоря, не задалась работа с первой командой. Поработать при иностранном специалисте, пускай даже и техником, был незаменимый опыт. Было очень интересно узнать, какие требования он предъявляет к игрокам, каков его менталитет. Довольно познавательный в этом плане сезон был.

— Про Занатту ходили слухи, мол, тренер из него не очень, команду под контролем держать не может… А какой он был на самом деле?
— Я не согласен, ведь в том сезоне под его руководством мы попали в плей-офф, в регулярном чемпионате шли на лидирующих позициях – ниже второго-третьего места вообще не опускались.

— В общем, проблем с американцем не возникало?
— Ни с ним, ни с Михаилом Григорьевичем Кравецем, ни с Ильей Горбушиным. Кравец уже сложившийся тренер, со своим взглядом на вещи. Прививал команде отличный хоккей, на который было приятно посмотреть. Можно сказать, легенда питерского хоккея. Сейчас вот Илья Горбушин пришел в команду, человек с именем, много где поигравший. Да, для него это тренерский дебют, но считаю, что первый блин вышел уж точно не комом. И ему, и другим членам тренерского штаба есть что передать молодым ребятам.

— Теперь хотелось бы перейти непосредственно к вашему занятию. Что включает в себя работа сервисмена хоккейной команды?
— Эта работа очень обширна! Одной из первостепенных задач является заточка коньков – это важная составляющая для каждого хоккеиста. Кроме того, все технические моменты, вплоть до того, чтобы пришить кому-то оторвавшийся рукав во время игры. На матче нужно быть готовым оперативно помочь любому игроку,

Николай Кухоткин: хоккей – это не работа, а образ жизни

Николай Кухоткин: хоккей – это не работа, а образ жизни

у которого возникли проблемы с экипировкой, клюшкой, шлемом, коньками или формой.

— В биатлоне и лыжных гонках многие спортсмены в случае неудачи начинают костерить своих сервисменов – то лыжи плохо смазали, то с парафином не подгадали. Что-нибудь подобное от хоккеистов приходится выслушивать?
— Я пока не работал на уровне КХЛ, но на молодежном уровне за четыре года, честно скажу, таких проблем не возникало. Ребята, бывает, ругаются на непрочные клюшки, на какие-то проблемные места самой амуниции, но, что касается моей работы, еще пока претензий не было.

— Многие профессионалы, в том числе и Яромир Ягр, возят с собой по всему миру своего заточника коньков. Как вы считаете, это необходимость?
— Когда человек показывает результат, когда он добивается таких вершин, он имеет право выбора. Руководство любого клуба пойдет навстречу таким звездам и создаст им все условия, чтобы они приводили свою команду к победам.

Это все зависит от конкретного случая: кто-то неприхотлив, кто-то, наоборот, более избирателен и требователен.

— В молодежной команде по сравнению со взрослой, где выступают звезды уровня Ильи Ковальчука, проще работать в этом плане?
— Сложно судить, но я вижу, как протекает работа в СКА, какие профессионалы работают там. Конечно, и уровень ответственности там выше, и сами хоккеисты внимательнее относятся к каждой детали, к каждому нужно иметь индивидуальный подход.

— А каков ваш распорядок дня перед игрой, если, к примеру, матч начинается в 19:00?
— Обычно раскатка в таких случаях начинается в 10:00, то есть я должен быть на арене уже часам к восьми – за час до приезда команды. Сам готовлюсь к раскатке, спрашиваю у ребят перед тренировкой, кому что требуется сделать – кому-то коньки поточить, кому-то клюшку подпилить, у кого-то по самой амуниции какие-то вопросы есть.

Раскатка заканчивается к 10:45, ребята обедают и едут в гостиницу отдыхать. Я никогда не езжу в гостиницу с ними, а продолжаю заниматься своими делами: пока команда отдыхает, в подтрибунных помещениях дворца спорта кипит работа (улыбается). К приезду команды должно быть все готово – форма аккуратно развешена, места в раздевалке должны быть убраны.

Затем уже приезжает команда, за два с половиной часа до матча – проводится собрание, потом раскатка. Некоторые игроки любят точить коньки непосредственно перед игрой, но таких конечно же не двадцать человек, так что работа идет равномерная.

Ну, а далее наступает время самой игры, к которой и у сервисмена все готово. Не раз ломались лезвия у хоккеистов, поэтому у меня запасены все их размеры. Приходилось и сталкиваться со сломанным «стаканом» конька. Это, конечно, процедура долгая, но за время работы уже смог приноровиться и к ней.

— Поначалу тяжело было справляться?
— Да, конечно, игроков много, а ты один. Когда-то бывает, что работы мало, а бывает и откровенный «завал», в первом сезоне было особенно тяжело справляться со всем, но это моя работа, поблажек никаких нет, каждый на своем месте: хоккеисты делают свое дело, а я – свое.

— Арбитры часто обращаются к вам за помощью?
— Конечно, если это домашние матчи, ведь и у них своих проблем хватает. Бывало, клепки вылетали или же лезвия ломались. Со всеми уже знаком, помогаешь, а как иначе. Хоккей — это большая семья, здесь неправильно делить на «своих» и «чужих». Даже если ко мне обратится игрок из команды-соперника, я помогу ему.

— А вообще от такого графика еще не устали? Перелеты, гостиницы, матчи…
— Нет, знаете, для меня хоккей уже давно стал образом жизни, а не работой. Я живу этим видом спорта, вся моя жизнь крутится вокруг этого, и я абсолютно не жалею о том, что пришел работать именно сюда.

— На днях вам предстоит отправиться вместе с объединенной командой «Красные Звёзды» в турне по Северной Америке. Какие впечатления остались от прошлой поездки?
— Все было супер, жаль только, что ребята не смогли одержать общую победу в рамках турне. Очень приятно отправиться с командой туда вновь, в США запомнились дружелюбные болельщики и арены хорошего уровня. Надеюсь, в этом году «Красные Звезды» смогут добиться успеха!

Николай Кухоткин: хоккей – это не работа, а образ жизни

Николай Кухоткин: хоккей – это не работа, а образ жизни

Комментарии