НУЖЕН ЛИ ДРАФТ? СПРОСИТЕ У ЗАЙЦЕВА
Когда заходят разговоры о необходимости драфта в КХЛ, в первую очередь стоит смотреть на его результаты. Не на антураж мероприятия и уровень организации. И даже не на число ребят, которые сорвались из дома и переехали на новое место. В конце концов, в российской системе с её школами, привязанными к клубам – это не сама цель. Куда важнее то, сколько человек спустя годы может сказать драфту спасибо за путёвку в большой хоккей.
В истории КХЛ этот драфт уже пятый, а значит, можно делать определённые выводы. Пока нельзя говорить о результатах челябинского драфта – уж больно мало прошло времени. Кого-то клубы защитили, вроде Валерия Ничушкина, а кто-то уехал пробовать себя в Канаду. Нельзя сказать, что питерский СКА угадал с первым выбором, ведь Денис Александров не только далёк от основы, но остался за бортом юниорской сборной. Зато на предыдущих драфтах есть целая группа ребят, которые могут поднять руки за то, чтобы эту заокеанскую традицию в России сохранить.
Наверное, самым успешным уловом на драфте может похвастать новокузнецкий «Металлург” времён Леонида Вайсфельда. Особенно выделяется 2011 год, когда каждый выбор Новокузнецка пришёлся в яблочко. Марк Скутар и Константин Шабунов стали лидерами молодёжной команды. Илья Любушкин поехал в Ярославль с миссией возрождения „Локомотива” и уже в статусе железнодорожника играл за молодёжную сборную России. В минувшем сезоне в КХЛ удалось дебютировать Дамиру Жафярову, но особняком всё же стоит другой парень.
Антон Слепышев – типичный продукт кахаэловского драфта, так же как Никита Зайцев и Михаил Пашнин. Всех
Илья Любушкин
этих парней объединяет не только очевидный талант, но и то, что драфт им позволил его реализовать. Все они – выходцы из школ, не привязанных клубам КХЛ. Пашнин, чтобы дебютировать в элите, решился на путешествие из родного Челябинска в столицу, а Слепышев и Зайцев были “сосланы” в Сибирь.
Прошли годы, а простой пензенский парень Слепышев окреп и имеет в свои 18 лет за плечами два сезона в КХЛ. Пашнин вырос в классного защитника, который успел завоевать репутацию одного из самых жёстких игроков во всей лиге. Что же говорить о Зайцеве, за четыре года добравшемся до капитанской нашивки и дебюта на взрослом чемпионате мира? Несмотря на то что Никита является воспитанником „Крыльев Советов”, он не раз говорил о том, что играть в хоккей его научили именно в Новосибирске. Лучше рекламы драфту не придумаешь.
По удивительному совпадению, все три игрока уже покинули команды, которые однажды выбрали их на драфте. Вот только за исключением ситуации с Пашниным, когда ЦСКА был вынужден отпустить его в Ярославль, клубы получили серьёзную компенсацию. Продав Слепышева в “Салават Юлаев”, в Новокузнецке рассчитались с долгами, а „Сибирь” получила за Зайцева солидную компенсацию. Это ведь тоже выход, особенно для небогатых клубов.
ЩЕДРЫЙ “АВТОМОБИЛИСТ” И РЕФОРМЫ ДРАФТА
Чем отличается драфт КХЛ от его заокеанского прообраза? В первую очередь таким пунктом, как защита своих воспитанников. Именно эта сторона нашего драфта и заставляет спорить, срывая голосовые связки. Все клубы КХЛ, которые соответствуют определённым требованиям, в том числе по финансированию своих школ, защищены от того, чтобы потерять своего талантливого воспитанника. И если в первоначальной версии драфта, когда можно было защитить всего троих игроков, была какая-то интрига, то с увеличением до пяти – риск сведён к минимуму. Стать кормильцами для соперника могут разве что особенно богатые на таланты школы вроде ЦСКА или „Трактора“. Стоит отметить, что на драфте-2013 ярославский „Локомотив” имеет право защитить абсолютно всех своих воспитанников.
Неслучайно многие клубы идут другим путём. Найти в независимых школах или ВХЛ следующего Никиту Зайцева получается далеко не всегда. Куда чаще генеральные менеджеры обращают внимание на иностранцев. Но много ли легионеров приехало в КХЛ после драфта? Никлас Луцениус, задрафтованный рижским “Динамо”, один из немногих примеров. Да и тот, не забив за сезон ни одной шайбы, вернулся на родину. Как правило, выбор иностранного юниора – это формальность или попытка заработать на драфте. Скажем, „Сибирь” продала права на Михала Ржепика в “Лев”, а „Спартак” позволил своему проспекту Виктору Хедману во время локаута выступать за “Барыс”.
Однако некоторые правила, в том числе по иностранцам, КХЛ решила подредактировать. Так, с этого года ни один клуб не сможет пойти по пути казанского „Ак Барса”, который два года назад выбрал шведского “переростка” Габриэля Ландескога. Теперь на драфте КХЛ все равны: и россияне, и иностранцы должны быть одного года. В этом году базовым является 1996 год рождения. Ещё одним заметным изменением стало то, что с этого года права на игроков сильно потеряют в „сроке годности”. Вместо того, чтобы хранить права до 28 лет, клубы будут обязаны
Никита Зайцев
предложить контракт до 20 лет либо отказаться от игрока. Предполагается, что это решение откроет ворота в КХЛ для легионеров.
На предстоящем драфте предполагается пять раундов, два из которых зрители смогут увидеть в прямом ТВ-эфире. Незадолго до самого драфта определится, кто будет выбирать первым, – для этого состоится жеребьёвка с участием четырёх команд. Как правило, это аутсайдеры минувшего сезона, а значит – команды, особенно нуждающиеся в усилении. Но это только в теории. На деле рижскому “Динамо” (у которого сразу три выбора в первом раунде) предстоит тягаться с ЦСКА, „Магниткой” и “Нефтехимиком” – командами, отнюдь не бедствующими.
Как так получилось? Очевидно, в результате многочисленных обменов. Драфт-пиками генеральные менеджеры разбрасываются направо и налево. Остаётся лишь удивляться, как они умудряются вести учёт. Скажем, всего за несколько дней до драфта СКА сначала отдал драфт-пик „Северстали”, а следом восстановил недостачу, обменяв в “Торпедо” Дмитрия Воробьёва.
Особенно бросается в глаза равнодушие к драфту со стороны „Автомобилиста”. Уральский клуб, который должен был выбирать первым, умудрился раздать драфт-пики во всех пяти раундах пяти разным командам! Сюрприз для Леонида Вайсфельда, не иначе.
НАСЛЕДНИКИ В ЧИСЛЕ ФАВОРИТОВ
Драфт-2013 отличается тем, что одними из фаворитов считаются представители хоккейных династий. Максим Третьяк – обладатель не только высокого роста (190 см), но и громкой фамилии. О существовании внука великого Третьяка, который решил пойти по стопам дедушки, знали давно. Примерно столько же над Третьяком-младшим смеялись – уж больно полным и не спортивным ребёнком рос Максим. А порой обвиняли в обыкновенном блате, что неудивительно, когда твой дед – президент федерации хоккея России.
Однако не спешите первый номер скаутского рейтинга среди вратарей списывать исключительно на влияние деда. Магию фамилий ещё никто не отменял, но Максим Третьяк без всей мишуры – один из сильнейших вратарей страны по своему возрасту. Поспорить с ним может разве что омич Вячеслав Новицкий, который в рейтинге расположился на третьей позиции. В остальном же Третьяка-младшего отличает спокойствие и огромные габариты. Он уже перерос дедушку и обязательно будет расти. Закрепиться в составе “Красной Армии” 16-летнему вратарю во многом помогла травма Андрея Филоненко, который лишь на год младше знаменитого внука.
Совпадение или закономерность, но и второй герой, обладающий завидной родословной, также представляет ЦСКА. Что удивительно, ведь его отец – коренной динамовец. Иван Николишин на протяжении долгих лет считается лидером своего года, а до последнего времени и вовсе лучшим нападающим России по 1996 году. Он числится только 13-м в общем рейтинге полевых игроков, но уже сейчас набирает по два десятка очков в МХЛ, а на следующем ЮЧМ обещает стать лидером юниорской сборной. В отличие от Андрея Николишина, его сын выступает в центре нападения и пока не выделяется габаритами.
Драфт, который проходит в Донецке, вполне можно назвать казанским. Для школы „Ак Барса”, пожалуй, это самый продуктивный выпуск за всю её историю. В числе 52 полевых игроков – шесть представляют “Ак Барс-96”. Среди них один из сильнейших защитников своего года Марк Марин. Габаритный парень не только хорош в силовой борьбе, но и отличается поставленным броском и первым пасом. Не обделён здоровьем и
Максим Третьяк
силовой нападающий Александр Протапович, способный продавить любого вставшего у него на пути. Отдалённо этого казанский богатырь напоминает Валерия Ничушкина.
При этом все они способны уйти в тень, когда на льду появляется связка Лазарев – Свечников. Эти ребята в минувшем сезоне поиграли и за „Барс”, и за “Ирбис”, но, что очевидно, – явно переросли детский хоккей. Максим Лазарев умён и техничен, классический русский крайний нападающий. В отличие от невысокого напарника, Евгений Свечников любит и умеет играть в силовой и энергичный хоккей. По манере игры ему можно сравнить с Александром Овечкиным, и дело не только в выбитом зубе. Лучшей характеристикой Свечникову можно считать то, что он был единственным игроком 1996 года, который поехал в Сочи в составе юниорской сборной России. Несмотря на то что очков он так и не набрал и часто выпадал из игры, казанец обрёл фантастический опыт.
Записным фаворитом считается Архип Неколенко – первый номер скаутского бюро КХЛ. Он, как и его конкуренты, в минувшем сезоне стабильно играл в МХЛ, выходил в ведущих звеньях МХК „Спартак” и набрал свыше 20 очков. Вот только можно ли его назвать лучшим игроком своего года? Самым-самым, наверное, нет. Всё-таки любой рейтинг пропитан субъективизмом. Интересно на протяжении всего сезона Игорь Кравчук привлекал Неколенко к сборам юниорской сборной России, хотя по своему году спартаковец не выделялся. Несмотря на то что в качестве “младшего” Архип выступал на протяжении нескольких турниров, на чемпионат мира взяли не его, а Свечникова.
ЗАСТРЯВШИЕ В АЭРОПОРТУ
Не успели мы пожаловаться на то, что звёзды КХЛ игнорируют церемонию закрытия сезона, как разразился новый скандал. На драфт не смогли приехать сразу семь (!) игроков, многие из которых являются его фаворитами. Вот только причина здесь куда запутаннее, чем банальный отдых в Майами.
Утром субботы появилась информация о том, что Александр Микулович и ещё ряд игроков остались в Москве и не прилетят на церемонию. Первым забил тревогу сам хоккеист в своём „твиттере”. Микулович и его сверстники просидели несколько часов в “Домодедово”, после чего стало ясно – путь на Украину им закрыт.
Причина столь неприятного казуса в том, что все участники драфта – несовершеннолетние, а значит, выезд за границу без разрешения или сопровождения родителей им запрещён.
Челябинцы Александр Микулович, Евгений Назаркин, Никита Жульдиков, Евгений Угрюмов, Илья Зиновьев, а также Владислав Каменев из школы магнитогорского „Металлурга“ и Дамир Шарипзянов из школы
нижнекамского „Нефтехимика“ проявили самостоятельность. Парни отправились на драфт без родителей, а разрешение по какой-то загадочной причине не получили.
Микулович во всё том же „твиттере” заявил, что ответственным был “человек из КХЛ”, который пообещал всё оформить, но свою миссию провалил. Однако в лиге думают иначе, и Дмитрий Курбатов уже пообещал оштрафовать „Трактор”, “Магнитку” и „Нефтехимик”, взвалив всю вину за клубы. Как бы то ни было, результат один. Подмочена репутация не только драфта, но и всей КХЛ. Стоило ли вообще проводить столь статусное мероприятие за границей, если не удаётся предусмотреть все нюансы?
Обыкновенная неряшливость лишила пацанов одного из важных событий в их жизни. Немало потеряла и лига, лишившись ярких представителей драфта. На третьем месте в рейтинге расположен магнитогорец Каменев. Недалеко от него ушёл Микулович – лучший защитник этого года по версии скаутского бюро. Неслучайно Владимир Кречин пообещал, что этого парня возьмут на сборы с основой “Трактора”. В паре шагов от главной команды находится и нападающий Илья Зиновьев, который кроме статуса одного из сильнейших игроков „Трактора-96”, приходится братом жене Евгения Кузнецова!
Однако среди тех, кто не приехал в Донецк, были и юниоры, которые отказались от этого путешествия по собственному желанию. В первую очередь это Дмитрий Сергеев – ещё один интересный защитник из Челябинска. На пару с Микуловичем они собирались продолжить свою карьеру за океаном, но на Дмитрия, в отличие от его товарища, обещания золотых гор и перспективы дебютировать в КХЛ не подействовали. Не связывает своё будущее с Россией и ещё один интересный юниор. Праворукий нападающий Артур Лаута наравне с Владимиром Ткачёвым является самым талантливым выпускником системы омского “Авангарда” со времён Алексея Черепанова. Лаута оказался не нужен в родном городе, а следующий сезон проведёт в CHL.
МАТЧ ЮНИОРОВ – ШАНС ИЛИ ШОУ?
Матч юниоров – челябинское ноу-хау, которое было внедрено именно в этом уральском городе. Год назад драфт впервые решили провести не за один день, а растянуть на все выходные. Чем может быть интересна подобная встреча?
Капитаны: Максим Лазарев («Восток») и Иван Николишин («Запад»)
По большому счёту, все игроки на виду, а решение о выборе того или иного юниора должно приниматься заранее, а не на основании одного матча. Всё это так, матч действительно больше товарищеский и создан, скорее, для антуража. Впрочем, скажите это Владиславу Бойко! Сергей Фёдоров, впервые выступив в роли генерального менеджера ЦСКА, приметил этого парня именно в матче юниоров. Ради воспитанника „Крыльев” он даже скорректировал свои планы на драфт.
Однако перед матчем в Донецке организаторы столкнулись с последствиями приключений в аэропорту. Дело в том, что все семь игроков должны были представлять “Восток”! Чтобы спасти матч, пострадавшей команде отдали пару защитников Моисеев – Валенцов, которые представляют „Неву” из Санкт-Петербурга. Без подстраховки остался вратарь Новицкий, а в нападении восточным гостям пришлось обходиться тремя звеньями. Катастрофа? Можно рассудить и по-другому: меньше народа – больше шансов проявить себя.
В начале матча “Восток” не казался обделённым, а ярче всех блистал Евгений Свечников. Всего за четыре стартовые минуты он заработал на себе два удаления, а в завершение организовал первый гол в ворота Максима Третьяка, который свою половину матча отыграл блестяще. Не успокоились представители Казани и в дальнейшем. Во втором периоде сначала Максим Лазарев, а следом и Свечников, умудрились забить в меньшинстве. Наглость – второе счастье. Давление, цепкость, агрессивность всё у этих ребят есть!
Быть может, так и прошёл бы матч юниоров под зелёным флагом, но на смену героям из „Ак Барса”, пришёл “красноармеец” Николишин. Если первую шайбу Ивану помог организовать спартаковец Чирва, то второй гол „наследника” – почерк мастера. Поучаствовал Николишин и в победном голе “Запада”, который состоялся за три минуты до финальной сирены.
Лучшими игроками были признаны капитаны команд Максим Лазарев и Иван Николишин. Никаких сюрпризов и откровений. Чем удивит сам драфт? Ваше слово, генеральные менеджеры.
Участники матча юниоров в Донецке