Говорят, что Кубок мира придуман только ради того, чтобы в очередной раз подтвердить величие сборной Канады. Мол, сборная, которая и без того рискует подавиться всем золотом мирового хоккея, нуждается в триумфе на родном льду. Заодно, конечно, не мешает подзаработать, а в идеале – сыграть в финале с американцами. Последний пункт, к огромному сожалению организаторов, похоронил Джон Торторелла. Однако думать, что Канаде Кубок мира нужен больше, чем нам, огромное заблуждение.
Каждая встреча с оптимальным составом «кленовых» — проверка на вшивость и тест для всего нашего хоккея, эхо от которого будет доноситься ещё много-много лет. Так было с победным четвертьфиналом в Турине, а уж о том, какое значение оказала встреча команд в Ванкувере, говорить не приходится. Кажется, те самые 3:7 наложили отпечаток на жизнь каждого, кто хоть как-то причастен к отечественному хоккею.
На матч десятилетия, как кто-то позиционировал битву на «Эйр Канада-Центр», сборная России вышла с тремя центрами! Разумеется, на такое решение наш тренерский штаб пошёл не от хорошей жизни. Павел Дацюк, честь и совесть нашего нападения, так и не смог восстановиться от полученной на турнире травмы. Однако, вместо того чтобы заменить его на Вадима Шипачёва, в заявку впервые на турнире был включён Никита Нестеров. Защитник «Тампы» имеет кое-какой опыт игры в нападении, но никто не думал бросать его под танки. Малкин, Анисимов и Кузнецов выходили по очереди, а первый сюрприз Олег Знарок преподнёс Майку Бэбкоку уже на стартовом вбрасывании. Против звена Тейвза (и тоже неожиданность!) вышло звено с Малкиным, Кулёминым и… Овечкиным! Две главные суперзвёзды сборной России впервые оказались в одном звене с Сочи-2014.
Первые минуты русско-канадской битвы ознаменовались хаосом в звеньях, но не хаосом на площадке. Первый бросок в матче пусть и нанёс Дрю Даути, но совсем скоро ему ответил Никита Кучеров. Причём ответил весьма опасно, хлёстко бросив из левого круга вбрасывания. Какого-то сумасшедшего штурма ворот Сергея Бобровского не наблюдалось.
Разумеется, если не считать таковым преимущество канадцев по броскам 3-1, которое было зафиксировано на первых минутах. Наши парни играли с чувством собственного достоинства и даже первыми заслужили право попробовать себя в большинстве. Это Телегин локомотивом катил на пятак, где был не по правилам остановлен Баумистером. Да только что такое русское большинство впору рассказывать непослушным детям вместо страшилок. Первая же попытка в игре с Канадой послужила наглядной демонстрацией того, почему сборная России ни разу не реализовала лишнего на Кубке мира.
Не забить и даже не создать ни одного момента в первые две минуты большинства – половина беды. Парадокс состоял в том, что даже в равных составах сборная России позволяла канадцам меньше, чем в собственном большинстве. Брэд Маршан играючи заплёл ноги Андрею Маркову, после чего вполне мог открывать счёт, но простил подопечных Олега Знарка. Этот момент – не единственный пример того, как преимущество в одного игрока вредило сборной России. Стоило канадцам удалиться во второй раз за игру, как связка Тейвз – Кутюр чуть было не воспользовалась беспечной потерей Малкина в средней зоне.
Всё, что создавали канадцы у ворот Бобровского в первом периоде, было следствием наших собственных ошибок. Вместо мощного давления и умопомрачительных комбинаций родоначальники просто-навсего ловили нас на провалах. Именно так канадцы и открыли счёт. Дмитрий Куликов весь турнир провёл на высочайшем уровне, почти не ошибался, и надо же было такому случиться, что свой самый грубый просчёт он совершил в самом ответственном матче. Наш ведущий защитник буквально подарил шайбу Сидни Кросби, а капитан сборной Канады долго не думал, что делать с таким щедрым подарком. В такие моменты невольно вспоминается, как Куликов ошибался с теми же самыми канадцами на молодёжном чемпионате мира. Разве что Кросби восемь лет назад в составе канадской «молодёжки» уже не было.
Когда сразу после канадской шайбы у сборной России посыпались удаления, почему-то вспомнилось, что арбитры, обслуживающие этот полуфинал, родом из Ричмонда и Калгари. Правда, засомневавшись в их беспристрастности, стоит обратить внимание, что все удаления, будь то фол Тарасенко или первое нарушение Зайцева на турнире, были вполне по делу. По лицу канадцу зарядил и Кузнецов, за что получил заслуженные две минуты. Что такое шесть минут в меньшинстве против такой сборной Канады – объяснять вряд ли стоит. Не обнаружив сокрушительной мощи в равных составах, наши парни словно решили поиграть с огнём, заставляя «кленовых» показать своё истинное лицо. Однако самоотверженность россиян вкупе с уже привычными чудесами имени Бобровского помогла удержаться на плаву.
Где это видано, чтобы проигранный первый период был достижением? Когда заходит речь о матче с Канадой – в дело вступают свои законы. Ещё ни одна команда на Кубке мира не могла похвастать тем, чтобы уйти на первый перерыв с минимальным отставанием в счёте. Чехи «горели» в три шайбы, американцы с европейцами – в две. А учитывая, насколько неудачно в Торонто для России складываются стартовые отрезки, такое положение вещей можно было считать подарком судьбы. На этот подарок мы, впрочем, заработали сами. А вот то, что началось после перерыва, впору считать возвращением истинной Канады, которая живёт в зоне соперника и наносит столько бросков, сколько может посчитать статистическая бригада.
Искать логику в матчах Россия – Канада вряд ли стоит. Зачастую хоккейное «класико» иррационально. Не стал исключением и полуфинал Кубка мира. Канадцы действительно прибавили во втором периоде и, пользуясь преимуществом дальней лавки, доминировали. Нашим защитникам было всё сложнее выходить из-под давления, и нет-нет, да у ворот Бобровского и возникал «пожар». В этой связи стоит отметить молодого Нестерова, который своими грамотными действиями потушил острую канадскую атаку, словно это он, а не Марков провёл 16 сезонов в НХЛ! Выброшенная клюшка защитника «Тампы» остановила выход канадцев «2 в 1» на ворота Бобровского, а клюшка другого парня, до сих пор остающегося без контракта с «молниями», заставила замолчать трибуны «Эйр Канада-Центр».
До поры до времени всем, чем могли гордиться хоккеисты сборной России, было количество силовых приёмов. По хитам мы обставляли Канаду на корпус, а то и на два! А вот с бросками долгое время не ладилось. За половину второго периода шайба до Кэри Прайса дошла один-единственный раз. Желание приложить канадца в борт стало для россиян самоцелью. Но только не для Кучерова! Наш нападающий, впервые сыгравший против одноклубника Стэмкоса, промчался в зону и нанёс такой бросок, что у Прайса не было ни малейшего шанса его отразить. Шайба вызвала характерный звон штанги, после чего нырнула в сетку. Человек-гол, не иначе. Когда вы имеете в составе сразу нескольких форвардов с таким голевым чутьём, не обязательно давить на протяжении всего матча. Достаточно подкараулить соперника и ударить тогда, как он не ждёт опасности.
«Жизнь – лучший драматург!» — произнёс бы Роман Скворцов, если бы комментировал полуфинал Кубка мира. Однако ни его у микрофона, ни Ильи Ковальчука на льду, на этот раз было не найти. А вот элементы хоккейной сказки в Торонто проскальзывали, пусть и мимолётом. Как иначе можно воспринимать гол, который из ничего сотворили Телегин с Кузнецовым? Ровесники, которые когда-то вместе играли за «молодёжку», сумели вывести сборную России вперёд, хотя на какое-то преимущество не было и намёка. Иван сыграл коньком, а Женя искусно попал по летящей шайбе – 2:1! Ещё никто на турнире в Торонто не вёл с канадцами в счёте к середине матча. Однако помечтать насчёт того, как в попытке отыграться у подопечных Бэбкока будут трястись руки, ноги и другие части тела, мы толком не успели. 72 секунды – именно столько канадцы позволили россиянам вести в счёте.
Что больнее: сразу получить полное лукошко шайб и даже не надеяться на успех или же быть обманутым, наивно полагая, что вот она – победа, на расстоянии вытянутой руки? В Ванкувере канадцы пошли по первому сценарию, тогда как в Торонто сидели в засаде вплоть до третьего периода. Злым гением нашей команды стал Маршан, который весной этого года увёз из Москвы золото чемпионата мира. Это он с передачи Кросби сравнял счёт под конец второго периода, а на старте заключительной двадцатиминутки направил шайбу аккурат под ловушку Бобровскому. Во многом именно эта шайба и расставила всё по своим местам. Нет, сборная России не бросила играть, но сдерживать прибавившую Канаду у наших парней уже не было ни сил, ни эмоций. Вслед за третьей шайбой последовала четвёртая, а за ней и пятая. Иллюзии рассеялись.
Голы канадцы забивали на любой вкус. Хотите классный кистевой – это вам к господину Маршану. Нужно добивание? Здесь уместно обратиться к Кори Перри. Соскучились по броскам в девятку? За это в составе Канады отвечает Джон Таварес. Забивали нам по-разному и представители разных звеньев, а вот минусы по показателю полезности зарабатывали исключительно Марков с Емелиным. Пара из «Монреаля» вдрызг провалила главный матч турнира, не замаравшись только в случае в первой канадской шайбой. Однако думать, что результат был бы иным, посади Знарок на лавку Маркова и дай больше времени Нестерову, было бы наивно. Канада сегодня – лучшая команда на планете, что она в очередной раз доказала. Все остальные хоккейные нации играют лишь роль массовки. Мастеровитой, амбициозной, но всё же массовки. Россия прощается с Кубком мира, а канадцы ждут соперника, чтобы разделаться с ним в финале.