Казалось бы, герб на форме и фланг на гимне должны вызывать вполне однозначные эмоции. Если эти атрибуты в наличии, то это НАША команда. На деле всё несколько иначе. Сложно найти настолько же непохожие по восприятию команды, как сборные Брагина и Знарка. С национальной команды мы спрашиваем по полной программе, пробуя на зуб каждую медаль. Настоящая ли? За любой провал взрослых казнят не раздумывая. К «молодёжке», и, наверное, это правильно, отношение намного более лояльное. 20-летним пацанам мы готовы простить многое, а их наставник с годами стал почти священной коровой. Открытых противников Брагина вы практически не встретите.
Ругать парней и правда не хочется. За те самые атрибуты, которых не будет у олимпийской сборной в Пхёнчхане, они бились, не жалея себя. К ним ещё не пришла рациональность, которая порой вытесняет самоотдачу. Да и просто странно, когда у профессионального спортсмена в 20 лет нет желания. Может не хватать опыта, мастерства, чего угодно, но не стремления быть круче всех на планете. Даже несмотря на вылет в четвертьфинале, проблем со стремлением у команды Брагина не было. Вот только выезжать на одном характере каждый год невозможно. Рано или поздно заканчиваются даже самые красивые истории.
Брагин заслужил уважения не только золотом Баффало-2011, но и последующими медалями. Однако уважение не значит иммунитет к любой критике. Будучи отменным кадровиком, который просеивает через сито массу кандидатов и тестирует их на наличие мужского стержня, Валерий Николаевич каждый год вызывает вопросы по качеству игры. Раньше они маскировались за медалями разной пробы и яркими победами, вытянутыми на жилах. Тем более что молодёжный хоккей с его качелями располагает к превосходству психологии над тактикой. Теперь эта пелена спала. В системе «биться-бороться» особенно сложно проявить себя индивидуально сильным игрокам.
В очередной раз говорить о большинстве сборной России – всё равно что сыпать соль на рану. Брагин не первый тренер, который не смог поставить нашим командам этот компонент. Знарок точно так же мучается в первой сборной со звёздами первой величины. Но факт остаётся фактом: с одной единственной шайбой за весь турнир российская «молодёжка» официально худшая команда чемпионата мира по игре в большинстве. 5% реализации — это не провал, а самая настоящая катастрофа. Ответственность за то, что наше большинство вызывало смех сквозь слёзы, лежит целиком и полностью на тренерском штабе.
Ошибся ли Брагин с составом? Возможно, стоило попробовать Виталия Кравцова. Он не проявил себя в контрольных играх, но в свои 18 лет имеет регулярную практику в составе «Трактора». Быть может, зря отцепили партнёра Андрея Свечникова по «Барри» Алексея Липанова. Будь у Брагина перед турниром хотя бы одна готовая клубная связка, процесс поиска оптимальных сочетаний занял бы куда меньше времени. Но разве плох был Марсель Шолохов, по сути занявший место Липанова? Если отбросить в сторону частности, то в Баффало собрались все лучшие. От этого, впрочем, не легче.
Брагин провёл отсев, использовав старые добрые методы вроде поездки на суперсерию, но что делать с полученным материалом – не разобрался. За весь турнир у «молодёжки» так и не сложилось настоящего звена-лидера. Были какие-то проблески у связок Рубцов – Каюмов и Свечников – Костин, но одним не хватало третьего партнёра, а другим игрового времени. 11 минут в среднем за матч – это то, чем довольствовался наш Next One. Для сравнения конкурент Свечникова в борьбе за первый номер драфта НХЛ Расмус Далин практически не уходит со льда, проводя за шведов почти по 24 минуты за игру. Да, Далин – защитник, но разница в отношении налицо.
В проигранном четвертьфинале Костин со Свечниковым на двоих не нанесли ни одного броска в створ. Стоит ли тогда говорить, что Брагин зажимал самых одарённых игроков, попавших ему в руки? Даже если учесть, что в отдельно взятом матче они не вытянули «молодёжку» на себе, такое использование ресурсов удивляет. Валерий Николаевич поступил как типичный русский тренер, заглядывающий игроку в паспорт. Свечникова взяли скорее для галочки, чтобы успокоить общественность. Однако игрок столь широкого атакующего арсенала мог принести гораздо больше пользы. Можно предположить, что Андрея взяли «на вырост», для получения опыта МЧМ. Да только через год он, скорее всего, будет занят совсем другими делами, соревнуясь с всё тем же Далином за «Колдер трофи».
Нельзя сказать, что Брагин ошибся с вратарём. Сухачёв в итоге неоднократно подтаскивал «молодёжку» в четвертьфинале, до последнего оставляя её в игре. Однако те метания, что сопровождали выбор стартового голкипера на протяжении всего турнира, не могли не повлиять на команду. Так и осталось загадкой, как бы сыграла эта команда с Михаилом Бердиным – единственным нашим вратарём, не понаслышке знающим, что такое североамериканский хоккей и маленькие коробки. Может быть и не было бы того поражения от чехов, которое в итоге вывело нас на американцев? Впрочем, это уже гадания на кофейной гуще.
Брагин провёл отсев, использовав старые добрые методы вроде поездки на суперсерию, но что делать с полученным материалом – не разобрался.
Нашей обороне мог бы помочь Григорий Дронов, который из-за тяжёлой травмы не успел восстановиться к чемпионату мира. Магнитогорец способен закрыть как меньшинство, так и большинство, но вряд ли бы решил все проблемы «молодёжки». Корнями беды этой команды уходят в мельдониевый скандал, который прогремел весной 2016 года. Это сейчас 1998 год рождения считается для российского хоккея пропавшим, а ведь всего два-три года назад на него разве что не молились. Подопечные Виталия Прохорова громили всех и вся, в том числе этих американцев. Вокруг команды, считавшейся непобедимой, создали уникальный проект, в итоге обернувшийся крахом.
Какая же, вы спросите, связь между событиями полуторалетней давности и сегодняшним поражением? Угроза попасться на допинге не только привела к заморозке проекта U18, но и лишила парней юниорского чемпионата мира. Это удар, от которого оправились далеко не все. Кто-то из той команды по-прежнему находится в состоянии мельдониевого грогги. Но прежде всего закрытая дверь на ЮЧМ – это недополученный международный опыт, значение которого не стоит недооценивать. Из той команды Прохорова, что доминировала в своём возрасте, до чемпионата в Баффало доехало всего семь игроков, среди которых Бердин, весь турнир просидевший на лавке. Ни о какой преемственности и наигранности сочетаний, ясное дело, речи быть не может. Тем удивительнее, что даже к связке Рубцов – Каюмов, как единственному прохоровскому наследию, Брагин пришёл не сразу.
Корнями беды этой команды уходят в мельдониевый скандал, который прогремел весной 2016 года.
В истории с допингом виноват, конечно же, не Брагин. Наказание за ту ситуацию, кстати, никто так и не понёс. По крайней мере, публично. В итоге воронка, в которую однажды попал перспективный 1998 год, утащила за собой и «молодёжку». Валерий Николаевич не смог с этим ничего поделать, а собрать команду из более молодых, но при этом не потрёпанных жизнью, игроков, кажется, просто не решился. Нынешнее поражение от американцев – это результат целой цепочки проблем, которые раньше скрывались из-за отблеска медалей. Впору говорить как о детском хоккее, так и о дефиците тренерских кадров. Брагин на фоне молодых коллег из США, Швеции и даже Чехии выглядел архаичным специалистом, в чьём арсенале нет ничего, кроме мешка с чудесами, который иногда тоже пустеет. Да только другого тренера у нас всё равно нет.